«ТАТАРСКАЯ ГАЗЕТА»

№3, 15.10.1997


«РАДИО МОРДОВИИ» НА ПОЛОСАХ «ТАТАРСКОЙ ГАЗЕТЫ»

Это интервью, текст которого мы публикуем, прозвучало на волнах «Радио Мордовии» утром 4 октября. Многие татары звонили в нашу редакцию и выражали благодарность. Мы решили - раз эта беседа о нашей газете вызвала такой интерес - почему бы не напечатать его у нас же. Ведь известно - Verba volant, scripta manent.

P.S. Что интересно, матери Родиона Муртазина, Ирека Биккинина и секретаря общества «Якташлар» Анвера Надиева, который запечатлел на своих снимках моменты интервью, учились в 1951-55 гг. в татарском педучилище, сначала в Лямбире, затем в Инсаре. Причем все три учились в одной группе и были подругами. Вот и не верь после этого судьбе.

1. Когда в 1933 г. был организован Лямбирский национальный татарский район, он состоял из 11 татарских и 4 русских сельсоветов. Татарское население составляло 73 процента. Районная газета выходила на татарском языке.

2. В 1959 году, после передачи в Лямбирский район четырех русских сельсоветов - Атемарского, Белогорского, Берсеневского и Павловского - "по просьбе населения района" выпуск татарской газеты был прекращен.

3. Татарское население в результате присоединения русских сел и наоборот, вывода татарских сел из состава района и большой миграции в наш район из удаленных мест республики теперь составляет всего 34 процента.

4. Мы, татары Мордовии, называемые мишарями, сложились именно на территории Мордовии, являемся коренным народом нашей республики, вносим свой вклад в республиканский бюджет.

- Ирек Дамирович, прежде чем мы начнем разговор непосредственно о вашей газете, расскажите, пожалуйста, немного о том, когда впервые появились книги на татарском языке, первые газеты.

- Первая книга на татарском языке была издана в 1612 г. в Германии, в городе Лейпциг, а в России первая татарская книга появилась только в 1722 г., в Астрахани. Но широко развернуться татарское книгоиздательство смогло только в середине XIX века. В конце прошлого века татарская книга по тиражам уступала только русской и эстонской книге.

Хотя татарское книгоиздательство и встречало огромные преграды в виде всяких запретов царских колониальных властей, все же оно было, в то время как татарская периодическая печать возникла только после революции 1905 года. 97 лет до этого, начиная с 1808 года, самодержавие отвечало отказом на просьбы о разрешении выпуска татарских газет и журналов. Дореволюционная татарская периодика включала в себя 58 газет и 37 журналов, а после Октябрьской революции, в 20-30-ые годы, уже издавалось около 500 газет и более 100 журналов. В годы Великой Отечественной войны на различных фронтах выходило 16 татарских газет.

- А вот что касается истории татарской печати в Мордовии, как складывался этот путь? Как эволюционировала татарская печать в нашей республике?

- Надо сказать, что настоящее время татарские газеты издаются во всех местах компактного проживания татар, за исключением Мордовии. Это парадокс - историческая родина всех мишарей, составляющих около трети от общей численности татар - это Мордовия, и именно только здесь нет ни одной татарской газеты или журнала.

Да, когда в 1933 году был организован Лямбирский татарский район, был налажен выпуск и районной газеты на татарском языке. Тогда в районе было 11 татарских сельсоветов - Аксеновский, Алтарский, Белозерьевский, Инятский, Кривозерьевский, Лямбирский, Мельцапинский, Пензятский, Татарско-Свербейский, Татарско-Тавлинский и Черемишевский. Татарское население тогда составляло 73 процента, русских сельсоветов было всего 4 - Болотниковский, Большеелховский, Репьевский и Саловский.

Районная газета называлась «Колхозче ударник». Материалы в основном печатались на татарском языке, но если речь шла о русском селе, то соответствующая заметка была на русском языке. В 1940 г. эта газета была переименована и получила новое название «Коммунизмга». После смерти Сталина в районе издается две параллельные газеты - одна на татарском языке - «Коммунизмга», другая - «К коммунизму» - на русском.

В 1959 г., после передачи в Лямбирский район четырех русских сельсоветов - Атемарского, Белогорского, Берсеневского и Павловского - "по просьбе населения района" выпуск татарской газеты был прекращен. А еще через четыре года был разогнан и сам Лямбирский район - его территорию поделили между Ромодановским и Старошайговским районами.

В 1967 г. Лямбирский район был восстановлен. Районная газета была названа «Призывом» и, естественно, стала выходить на русском языке. Русские и татарские надписи на учреждениях, печатях и штампах районных организаций сменили русские, мокшанские и эрзянские надписи. Татарское население в результате присоединения русских сел и наоборот, вывода татарских сел из состава района и большой миграции в наш район из удаленных мест республики теперь составляет всего 34 процента. Форма Лямбирского района после всех административно-территориальных экзекуций стала весьма причудливой и напоминает гибрид дракона с овцой.

Все же в районе после начала перестройки наблюдались две попытки какого-то восстановления исторической справедливости в делах печати. В последних по времени судорогах татарской печати в районной газете "Призыв" в 1995-97 гг. самое активное участие принимало и наше общество «Якташлар». В 1996 г. в этой газете вышло семь полос на татарском языке. С началом подписной кампании на 1997 г. было заявлено, что "население возмущается тем, что газета стала совсем татарской", и что оно, это население, не хочет подписываться на такую газету. В-общем, финал понятен.

Но все же давайте посчитаем - в неделю "Призыв" выходит два раза, значит в год 104 номера, значит, 416 полос. 52 полосы с программой телевидения минусуем. Итого 364 полосы. Если учитывать, что татар в районе осталось хотя бы 34 процента, тогда и татарских полос должно выходить не менее трети от общего количества, то есть 121 полоса! А мы выпустили всего семь полос и этого показалось непозволительно много. Не пущать!

Районные власти понять можно. Вообще все можно и понять и оправдать. Но принимать этого не надо. Если районная администрация во всем зависит от саранского начальства и боится лишний раз даже чихнуть, несмотря на все подвиги района по части производства сельхозпродукции, это не значит, что на этом и нужно остановиться. Вообще республика просто обязана иметь хотя бы одну бюджетную республиканскую татарскую газету. Это аксиома. Республиканские власти эту газету нам обещают с 1991 г. Первые лица меняются, меняются команды, а воз и ныне там. А именитые татары помогают то одним, то другим, а для своего народа боятся сделать самое малое. Как бы кто-нибудь их не обвинил в национализме.

- Ну вот историческая справедливость восстановлена и ваше общество «Якташлар», где вы являетесь председателем, начало выпускать газету, которая так и называется «Татарская газета». Вот, Ирек Дамирович, достаточно тернистый путь был у татарской печати и в России, и в Мордовии, а тем не менее, для чего необходима эта газета, в чем нужда-то? Тем более, что население татарское, оно, особенно городское, достаточно активно ассимилируется, и может быть, эта газета просто не впишется в новые реалии?

- Эта нужда в татарской газете не требует особого пояснения для тех, кто считает это нужным делом, а тем, кто считает это ненужным делом, я сам считаю ненужным все это пояснять. Ведь мы же совершенно не обсуждаем, нужны газеты на русском или нет. Они просто есть, их просто читают. Эти газеты в основном для русского читателя и в основном о русских проблемах. Но есть в Мордовии такой коренной народ как татары-мишари, то есть татарский читатель. Этот татарский читатель хотел бы читать и о своих специфических проблемах.

Сейчас татары фактически пользуются двумя литературными языками - русским и татарским. Русский заслуженно стоит на первом месте, это отражение реальной действительности. Мы сочтем свою миссию выполненной, если для большинства татарских читателей когда-нибудь в будущем на первом месте окажется свой родной татарский язык.

- Вы сказали, что существующие сейчас газеты пишут в основном о русских проблемах. Но, например, проблема преступности, она касается как русских, так и татар, так и мокши, и эрзи. Что будет в редакционном портфеле, не замкнетесь ли в такой национальной нише, не будет ли эта газета сектантской?

- Что касается таких общих проблем, вот вы сказали, уголовная и так далее, все это, я считаю, достаточно широко освещается остальными всеми теми газетами, которые выпускаются в Мордовии. Мы не собираемся влезать, быть им конкурентами и наша ниша в системе средств массовой информации Мордовии абсолютно пуста. Мы не будем искать сенсаций уголовной хроники, мы не собираемся заниматься освещением новостей спорта или достойным отражением подвигов тружеников полей и заводских цехов. Мы не собираемся заниматься политикой, делением на красных, белых и прочих. Наше дело - заниматься коррекцией того, как освещается жизнь татар, мы хотим, чтобы наша жизнь освещалась правильно, или хотя бы достаточно полно. Мы предоставим слово всем, кто интересуется историей, культурой татар. Мы дадим слово и проповедникам ислама, и его противникам, ведь роль ислама в истории татар неоднозначна.Мы будем постоянно давать тексты татарских песен, частушек, баитов, всего татарского фольклора. Мы будем публиковать стихи наших местных татарских поэтов и сочинителей. Мы будем давать краткие биографические данные выдающихся татар, выходцев из Мордовии, публиковать интервью с ними. Мы организуем в своей газете службу знакомств, ведь около 40 процентов татарских юношей и девушек сейчас связывают себя браком с нетатарами. Конечно, жениться надо по любви и выходить замуж надо по любви, но уж если нет особой любви, лучше связываться с человеком своей национальности, меньше будет в последующем поводов к раздорам.

- Планов у вас громадье, Ирек Дамирович, но с учетом того, что вряд ли «Татарская газета» будет коммерчески окупаема, каковы перспективы ее финансирования? Надеетесь ли Вы на то, что ваша газета все-таки получит статус бюджетной или придется рассчитывать на помощь состоятельных соплеменников?

- Поскольку мы, татары Мордовии, иначе называемые мишарями, сложились как один из субэтносов татарского народа именно на территории Мордовии и части территорий прилежащих областей, то мы являемся коренным народом нашей республики. Мы являемся также налогоплательщиками и вносим свой вклад в республиканский бюджет. Об удовлетворении культурных потребностей русских нечего и говорить. Тут и всевозможные концерты, различные мероприятия, кругом русские газеты и журналы, радио, телевидение, обучение в школах на русском языке. В сравнении с русскими мокшане и эрзяне не имеют и десятой доли всего этого. А мы, татары, в свою очередь, не имеем даже того скудного, что есть у мокшан и эрзян. Худо-бедно, у них есть две республиканские газеты, четыре журнала, немного, но постоянно, время на радио и телевидении, издаются различные книги, поэтические сборники и т.д. и т.п. У нас до сих пор не было и нет никакого журнала, никакой газеты, никаких книг. Хорошо, хоть руководство радио Мордовии идет нам навстречу и ежемесячно предоставляет эфирное время. Вообще же подразумевается, что духовные потребности всех татар раньше СССР, теперь России должен удовлетворять Татарстан. Но это совершенно нереально.

Соотношение татарского и мордовского населения в республике сейчас составляет один к шести. Думаю, что было бы справедливо, если хотя бы в этом соотношении выделялись деньги на татарскую печать и книгоиздательство. Первую книжку фольклора мы выпустили самиздатом на средства общества «Якташлар». Вторую книгу, где более трехсот страниц, мы сами осилить не сможем, правда, есть сейчас спонсор, который вызвался помочь нам. Но опять таки, за все годы существования Республики Мордовия она столько задолжала своим татарским гражданам, что республика могла бы взять на себя расходы по изданию этого сборника фольклора татар, кстати, получившей только хорошие отзывы на книжной выставке в Казани.

Расчет на богатых татар совершенно не оправдался. В других регионах компактного проживания татар есть немало состоятельных людей, вкладывающих деньги не только в строительство мечетей, но и в издание татарских книг, газет и журналов. Самый яркий пример такой работы - братья Кашаповы из Набережных Челнов, которые издали десятки наименований книг и бесплатно распространили их. Но я уже седьмой год возглавляю общество «Якташлар» и убедился в хитрой толстокожести наших мордовско-татарских богатеев.

Скоро мы созовем в последний раз авторитетных татар и в последний раз обратимся к ним за помощью. Думаю, что они опять что-нибудь плавно и вальяжно пообещают и на этом их участие закончится.

Самое большее, на что я рассчитываю, это то, что они окажутся в состоянии повлиять на наше мордовское правительство, чтобы оно оплачивало все затраты на выпуск "Татарской газеты". Но вы сами понимаете, что такое сейчас бюджетное финансирование, когда бюджетники месяцами не получают зарплаты. А зарплаты не будет, кто же будет в такой газете работать? Опять я один?

Самый лучший выход - бюджетное финансирование плюс постоянная и твердая помощь со стороны тех татар, кто имеет возможность и желание для этого. Тогда наша газета будет выпускаться на должном уровне и будет отражать все стороны татарской жизни в Мордовии и во всем мире.

- Ирек Дамирович, но если сейчас все так сложно, тем не менее вы продолжаете выпускать эту газету - вышло уже два номера, вы как-то находите отклик у читательской аудитории, есть ли какой-то интерес к вашей газете или, вот я уже говорил, она все-таки будет носить сектантский, достаточно замкнутый характер?

- Нет, нет. Эта газета вызывает большой интерес, к нам приходят люди, звонят, благодарят за то, что мы начали эту газету. Это не только татары, это и русские, и мокшане, и эрзяне тоже нас благодарят. Молодцы, говорят, хорошо начали. Я думаю, что надеяться всегда надо. Надежда умирает последней.

- То есть у вашего издания есть какой-то общественный резонанс. Большое спасибо, Ирек Дамирович, за то, что вы пришли в нашу студию. Всего доброго, я надеюсь здесь вас еще неоднократно увидеть.


© «ТАТАРСКАЯ ГАЗЕТА»
E-mail: irek@moris.ru