«ТАТАРСКАЯ ГАЗЕТА»

№7, 29.12.1997


РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОДАРОК ТАТАРАМ ОТ «РАДИО МОРДОВИИ»

или Merry Christmas, Tatars!

Ирек БИККИНИН

Как мы уже извещали своих читателей в 6-ом номере «Татарской газеты», 20 декабря в 13.30 должна была выйти в эфир вторая передача из цикла «Жемчужины татарской музыки». В том же номере мы дали тексты песен, которые должны были прозвучать.

Однако напрасно прождали татары у своих радиоприемников. Не пустили передачу. Попала вожжа под хвост ведущей программы «Второе дыхание», в рамках которой должны были прозвучать татарские песни, и все, не захотела она. Мол, не вписываются татары в концепцию ее программы и разговор закончен. Мол, в крайнем случае могу дать 7 минут. А то, что 28 минут 35 секунд татарских песен были записаны за 10 дней до эфира и сценарий передачи был подписан большим начальством в лице руководителя «Радио Мордовии» Исакова Александра Дмитриевича, это ее никак не волновало.

Читатель может подумать - не уважают Александра Дмитриевича подчиненные, его визу ни во что не ставят, и ошибется наш читатель. С начальством у девы, видимо, уже был полный, как говаривал последний генсек, «консенсус».

А.Д. не стал особо много думать, когда ему принесли утвержденный и подписанный им же сценарий татарской передачи, он смял этот сценарий да и бросил в мусорную корзину. Не докажете, мол, что я разрешил да и передумал. И так на этой неделе татар много, сказал он, вон, в пятницу от предпринимателей выступает Салимов, а в понедельник будет Аширов, самый главный медик республики. А тут еще в субботу будут татары свои песенки распевать! Ну не вынесла душа поэта...

...Много показалось. Даже когда уважаемый Абдухак Абдулгафурович Салимов попробовал уговорить А.Д. не портить настроения людям, уже ждущим хоть чуточку своей музыки на своем же республиканском радио, Исаков не поддался, а гордо заявил, что татар и так меньше пяти процентов, и что радионачальники и так много идут навстречу им. Правда, потом немного осознав, что перегнул, соизволил предложить 15 минут в неделю.

Надо пояснить для татар Мордовии, составляющих не менее пяти процентов от всего населения республики и являющихся налогоплательщиками, что те несчастные 28 минут, вот уже полтора года милостиво отпускаемые раз в месяц для татарской передачи «Туган тел», вовсе не узаконены, как все мы думали. Это делается просто в порядке исключения и в виде одолжения.

Захочет левая нога Исакова и не будет ничего татарского на «Радио Мордовии»!

А то, что радио существует на государственные, а значит, народные деньги, а значит, и на те деньги, которые поступают от налогоплательщиков Мордовии татарской национальности - это не столь важно! Вы, татары, отдайте налоги сюда, в казну Мордовии, а вот культуру свою развивайте за счет Казани!

Значит, получается, деньги татарских налогоплательщиков идут на удовлетворение культурных потребностей русского и мокшано-эрзянского населения! Хорошо-то как!

Нет, господа, хватит! Хватит того, что за годы Советской власти были практически полностью русифицированы наши школы!

Хватит нам терпеть такое положение, когда все эти долгие десятилетия радио и телевидение Мордовии совершенно не обслуживали духовные потребности своего татарского населения, тем самым перераспределяя налоговые поступления в пользу трех народов, ущемляя полностью права четвертого в этой сфере!

Не зря же одна известная саранская профессорша заявила, что у татар не может быть духовности. И она права.

Какая может быть духовность у татар, если долгие века все татарское в Мордовии подавлялось или уничтожалось? Какая может быть образованность у татар, когда в так называемые застойные времена были установлены дискриминативные допустимые три процента приема татар по факультетам? В результате чего в доперестроечные годы число студентов-татар по университету колебалось от 1,6 до 1,8 процента.

Мне рассказывали о постыдных случаях, когда на престижный факультет с цифрой приема 50 студентов собирались поступать сразу три отпрыска занимающих солидные положения татар. Скандал - по обкомовской разнарядке можно принять только три процента, т.е. полтора татарина. Ну, если принять двух, обком поймет и простит, а вот третьего никак нельзя! Приходилось собирать целый симпозиум, чтобы развести детишек по разным факультетам. Стыд-то какой! И это в хваленой стране равных возможностей!

А что говорить о талантливых татарских абитуриентах из неначальственных и небогатых семей? Да хоть семи пядей во лбу! Будь хоть татарским Ломоносовым, все равно придется тебя на каком-то экзамене срезать, не терять же из-за тебя партбилет.

Помню, какую выволочку устроили нашему декану, когда к выпускным экзаменам на факультете механизации сельского хозяйства подошли сразу восемь татар-заочников! Бедный декан (не буду называть его фамилии, он наверняка все прекрасно помнит) битый час объяснял, что вот этот работал в Польше по контракту, вернулся и восстановился, а этих двоих забирали в армию, они отслужили и снова пришли учиться, а эти вот двое, в том числе и ваш покорный слуга, отстали с других курсов. Пришлось таки ему писать объяснительную, к которой приложил справку о том, что на курс сначала было зачислено, как и положено на 100 принимаемых заочников, только три татарина. Пришлось ему писать и о Польше, и об армии, и о хвостах, из-за которых на этот несчастный курс набралось так много нехороших татар!

Гады из обкомов, которые устанавливали эти негласные цифры, и сейчас ходят по улицам Саранска, получают хорошие пенсии или делают хорошие деньги. И земля не горит у них под ногами! И каяться они не собираются!

...По нашим сведениям, мордовское радио вещает в неделю 18 часов 5 минут. Значит, татарам положено пять процентов, т.е. 54 минуты 15 секунд каждую неделю! Телевидение мордовское показывает 20 часов в неделю. Значит, татарам должен быть отдан 1 час!

Кстати, о процентах. Многие говорят, вот вас, татар всего 5 процентов. Другие говорят, да и пяти процентов вас нет, всего 4,9%. Это по переписи 1989 года, товарищи! Прошло восемь лет. Татары, как наименее образованный из всех народов Мордовии, размножались наиболее активно.

По микропереписи 1994 г. прирост татарского населения составил аж 18%! Т.е., если в 1989 г. нас было 47328 татар, то в 1994 г. должно было стать 55847. Вот так! Конечно, микроперепись не может дать точных цифр, она лишь выявляет тенденции. Она и выявила, что численность мокши и эрзи сократилась на 6 процентов, русских прибавилось на три процента. Если учесть, что по официальным данным в 1996 г. в Мордовии жило 950 тыс. человек, в то время как в 1989 г. было 964 тыс., становится совершенно понятно, что татар уже не 4,9%, а гораздо больше. Во всяком случае, больше, чем 5 процентов.

...Нелюбовь к татарам воспитывалась в гражданах России столетиями, как в царское время, так и в советское. Можете ли вы вспомнить хоть одного положительного персонажа советского кино - татарина? Нет ведь? Нет, конечно, если не считать Мусу Джалиля. Ну и по другим видам искусств и массовой пропаганды положение такое же.

...Мне лично приходилось сталкиваться с парадоксальными случаями, когда люди заявляли: "Ненавижу татар!" и при этом не могли вразумительно объяснить свою ненависть. Ни им, ни их близким родственникам татары ничего плохого не сделали, а вот поди же ты, просто так ненавидят. Впервые мне в лицо так заявила моя коллега, заводской конструктор, казалось бы, интеллигентная молодая женщина.

Более дикий случай произошел с моей матерью, когда она уже жила в Саранске, а дорабатывала до пенсии в Аксеновской школе Лямбирского района. Она всю жизнь преподавала русский язык, а в последние годы взяла один начальный класс. Так вот, остановила она попутный грузовик «ЗиЛ» на Химмаше. Водитель, мужчина лет 35, охотно начал разговор. Когда он спросил, зачем она едет в Аксеново, мать ответила, что работает в школе учительницей. Водитель поразился: "Как же так, там же живут одни татары, как же Вы с ними общаетесь?" Мать ответила, что на татарском языке. Водитель еще больше удивился: "Вы что, выучили татарский язык?" Мать по простоте душевной ответила, что она сама татарка. Водитель резко остановил грузовик и сказал матери: "А ну выметайся из машины!" Мать оцепенела: "Сынок, что с тобой? Почему?" Водитель: "Ненавижу татар!" Мать: "Сынок, всю жизнь я учила детишек русскому языку. У меня лучшая сноха - русская. Много русских родственников. Довези уж, на урок опоздаю." Водитель не стал больше болтать, вылез из машины, открыл правую дверь, выволок старую учительницу из кабины и уехал. Вот так. Хорошо, хоть не избил. И на том спасибо.

Это небольшие, скромные такие результаты постоянной антитатарской пропаганды в российском обществе. А сколько судеб татарских юношей и девушек сломали подобные люди, зараженные вирусом антитатаризма, и при этом обладающие креслом и властью? Кто подсчитал?

...Кто подсчитал, сколько татар отвернулось от своего народа из-за того, что наши книги, фильмы настойчиво культивируют в татарах комплекс неполноценности? Вот простая ситуация. Растет деревенский парень, учится в сельской школе. Там ему практически ничего своего татарского не дают, никаких зачатков культуры. Так же воспитывались его отец и мать. Выпускник такой школы, условно называемой татарской, практически является маргиналом - это и не татарин в полном смысле, и не до конца русский. То, что он не русский, ему дают понять время от времени, напоминают в разных, подчас весьма унизительных ситуациях. Он и не совсем татарин, ведь по-татарски он еле говорит, на кухонном уровне. Его татарский язык беден. Намного богаче его русский язык, ведь он учился по-русски, смотрел русское телевидение, слушал русское радио.

Он сознает, что хотя и хотел бы быть русским, или хотя бы казаться русским, это ему не позволяют его имя и отчество. Ему кажется, что сменив имя и отчество на русские, удастся сойти за русского. Но нет, не получается. Он растерян - вроде и себя, Нязыма, назвал Колей, и отца родного, Ибрагима, Иваном, но все же, все же... Рылом не вышел?

Он уже ненавидит свой язык, свой народ за то, что принадлежность к этому народу затрудняет его жизнь, осложняет его существование, мешает его карьере, к тому же некоторые русские девушки воротят от него нос - фу, татарин. Обидно, чем он хуже натурального русака? Ничем, а очень многих даже превосходит по всем статьям. Как же быть?

Многим таким "ушедшим от татар, но не дошедшим до русских", как любит говорить Шамиль Бикмаев, сейчас кажется лучом света в темном царстве новый паспорт без графы, указывающей на национальность.

...Но ведь когда бьют по морде, паспорт не спрашивают. "Быть таким, какой ты есть, в этом мужество и честь" - подпевали мы в далекой юности Александру Градскому. Давно пора не подпевать, а жить...

P.S. Когда номер с этой статьей уже верстался, нам сообщили, что после обращения к Главе Республики Мордовия руководство радио решило выделить для татар полчаса эфира в неделю. В связи с этим мы смягчили некоторые особенно резкие моменты этой публикации, но совсем снимать ее из номера было бы неправильно, тем более, что про татарские телепередачи нам пока ничего не известно.

Конечно, не в процентах дело, но все же, напомним, при национально-пропорциональном подходе татары должны иметь 54 минуты в неделю на радио и 1 час на телевидении. Напомним еще, что татары в Мордовии - это не пришельцы и не захватчики, это коренной народ. Татары-мишари как народ образовались именно на территории Мордовии в результате смешения и слияния тюркских и финно-угорских племен и родов.

P.P.S. Вторая передача «Жемчужины татарской музыки» должна таки прозвучать 5 января, понедельник, в 18.20. Если нас опять не покажется много...


© «ТАТАРСКАЯ ГАЗЕТА»
E-mail: irek@moris.ru