«ТАТАРСКАЯ ГАЗЕТА»

№12, 23.11.1998


ЛИЦО РАЙОНА

    В Саранске с 17 октября в Большом зале Республиканского Дворца культуры (бывший ДК Профсоюзов) проходит третий этап республиканского фестиваля народного творчества "Фольклор земли мордовской".

    Заключительный концерт лауреатов и дипломантов фестиваля состоится 11 декабря.

Ирек БИККИНИН

К сожалению, мне довелось смотреть концерт фольклорных коллективов лишь Лямбирского района. Это было 23 октября. Хотелось бы посмотреть все районы, где живут татары, но не получается.

После заключительного концерта мы попросим республиканское жюри поделиться своими впечатлениями о исполнителях татарских номеров из разных районов.

Мой материал о концертной программе Лямбирского района, опубликованный на 6-й странице «Известий Мордовии» от 27 октября, вызвал неоднозначные отклики.

Вот те моменты публикации, которые не понравились районному и иному начальству:

1. Почтенный возраст татарских костюмов лямбирской самодеятельности - приобретены в 1987 году.

2. Критика режиссуры программы в части смешивания татарских песен с песнями другого музыкального строя. - См. ниже.

3. Снижение уровня лямбирской художественной самодеятельности, особенно хореографии. - Это было очевидно.

4. Упоминание о вынужденном увольнении двух специалистов по татарской культуре - начальника отдела культуры Лямбирского района Радика Яруллина и его жены Галии, методиста. Сейчас они живут и поднимают татарскую культуру в Нурлате, Татарстан.

5. Признание исполнения двух русских народных песен ансамблем «Визит» из Б.-Елховки образцом опошления фольклора. - См. ниже.

6. Исполнение песни о сожжении отцом своего сына в печке. Якобы это тоже фольклор, только городской жалостливый. Не хватало только лагерного фольклора или каких-нибудь песен о трудной, но героической жизни братков.

...Говорят, по поводу пункта 5, то бишь критики "Визита", гром и молнии метал директор птицефабрики "Октябрьская" Иван Андин. Ну что же, нам тоже не нравится отношение Ивана Семеновича к татарам. Я живу в Аксенове, рядом с Большой Елховкой, где находится птицефабрика, постоянно общаюсь с елховскими татарами, так что имею представление.

Влияние куриных денег в Лямбирском районе велико. Достаточно напомнить, что птицефабрика не стала искать себе подсобное хозяйство в соседних татарских селах Лямбирского района. Можно было бы поднять село Иняты, расположенное в двух километрах, но ведь оно татарское. Проще взять русское село Михайловку, народ там послушный, можно сказать, бессловесный. А с татарами хлопот не оберешься. То, что Михайловка в другом районе, Ромодановском, неважно, переведем в Лямбирский район. Так и сделали. Чем меньше процент татар в районе, тем лучше?

Дело не в Андине, на него бы я не реагировал, дело в том, что и некоторые солидные татары упрекали меня в том, что я критиковал свой район, а это, мол, нехорошо. Подобные упреки имели место и раньше. Даже очень близкие люди не одобряли отдельные места в некоторых моих материалах. Я всегда прислушиваюсь к мнению своих читателей, тем более, сподвижников, единомышленников.

Но журналист не может уподобляться даме, приятной во всех отношениях. Журналист, который нравится всем - плохой журналист. Если заниматься только расхваливанием, зачем вообще писать? Газетное ублажение начальников, сколь бы профессионально это не было сделано, напоминает другое профессиональное ублажение.

После концерта фото на память

После концерта фото на память

...Лямбирцы прибыли в Саранск к восьми утра. Концерт начинался только в час дня, но работникам отдела культуры, районной библиотеки нужно было успеть подготовить выставку картин самодеятельных художников района, выставку-продажу изделий декоративно-прикладного творчества, выставку "Дары земли мордовской". В общем, хотя фестиваль называется фольклорным, на деле программы районов должны отражать их производственно-художественное лицо. Как говорится, в одну телегу впрячь коня и трепетную лань.

На концерте присутствовали бывший председатель Совета общества «Якташлар» Абдулхак Салимов и нынешний - Шамиль Бикмаев, председатель «Мордовсоцбанка» Фярид Мамин, президент группы предприятий «ЭГО» Юнир Биктяков и другие видные татары Саранска.

В зале были также министр культуры РМ Юрий Юшкин с заместителями, бывшие Председатели Совмина МАССР Василий Учайкин и Александр Пиксаев, другие представители мордовского истеблишмента.

После гимна Мордовии слово взял начальник информационно-аналитического управления администрации Главы республики Назиф Еналеев, проинформировавший публику, что с марта по октябрь проведены два этапа фестиваля в райцентрах, городах и селах и что в них приняли участие около двух тысяч самодеятельных коллективов и отдельных исполнителей.

После объявления состава жюри во главе с известным композитором Георгием Сураевым-Королевым слово взял Глава Лямбирского района Кабир Альмяшев.

Кабир Абдуллович, хотя и обещал "не угнетать" зрителей цифрами, все же не удержался, сообщив, что его район производит 40% мяса и 18% всего молока республики. Он заверил гостей, что район и в дальнейшем не уступит первых позиций как в экономике, так и в духовной области.

После окончания официальной части началась собственно концертная программа. Три ведущих изображали некоего царя Бориса Первого и его визирей. Один из высокопоставленных гостей после окончания концерта в шутку заметил: "Концерт был неплохой, но есть один важный недостаток - нет композиционной завершенности. Я-то думал, что концерт начнет один царь, а закончит другой: Бориску, думал, скинем, а Кабира поднимем на трон!"

Программу Лямбирского района, как всегда в таких случаях, открыл двумя русскими народными песнями нарядный и солидный хор птицефабрики "Октябрьская". Молодцы - много народа, отточенное исполнение. Особенно приятно было слышать некогда заимствованную у татар русскую народную песню "Степь да степь кругом".

Доходы птицефабрики, возглавляемой Иваном Семеновичем Андиным, позволяют не только вовремя платить зарплату и покупать шикарные костюмы для огромного ансамбля, но и нанимать артистов-профессионалов из Саранска. Да и красавицу церковь елховцы построили раньше, чем лямбирцы свою мечеть. В общем, елховцы знают себе цену и на поклон в райцентр не ходят, скорее, наоборот.

После елховцев на сцену вышел фольклорный ансамбль Лямбирского ДК с мокшанской песней "Вата панихть". Пели хорошо, но, с учетом похвального стремления лямбирского руководства строго соблюдать национально-пропорциональный подход даже в самодеятельности, это был уже перебор.

Понятно, что сейчас в республике «мокшанская эпоха» и нужно делать какие-то реверансы, но не так же демонстративно, я бы сказал, даже подобострастно.

В районе нет ни одного мокшанского села. Мокшане и эрзяне живут рассеянно в населенных пунктах, где в советское время шло интенсивное жилищное строительство - Александровка, Атемар, Большая Елховка, Лямбирь. По человечески все понятно - люди перебирались из дальних мордовских районов поближе к городу, в неплохо живущий Лямбирский район.

Эрзян в районе больше, чем мокшан, но ни одной эрзянской песни почему-то не прозвучало. Казалось бы, раз в самодеятельности села Лямбирь развивается мокшанское направление, то можно было бы для подобных случаев национально-пропорционального представительства организовать что-то эрзянское в Большой Елховке, где приезжих эрзян очень много. Но елховцы свою мордву, в отличие от лямбирцев, не особо балуют. Не говоря уже о татарах, которых в поселке живет около полутысячи.

...Как любит подчеркивать глава района, никто не отменял статуса Лямбирского района как национального татарского, но татарская песня пошла только четвертой, после двух русских и одной мокшанской. Татарам как бы подчеркнули - вот ваш порядковый номер.

А на следующий день, 24 октября, состоялись концерты двух других районов - Атюрьевского и Большеигнатовского. Так вот, в их программах пропорциональностью и не пахло. Атюрьевцы исполнили всего одну (!) русскую песню, все остальные номера были мокшанскими. Вот так! В Атюрьевском районе восемь татарских сел, а в программу не включили ни одной татарской песни!

В Большеигнатовском районе нет татарских сел, зато есть русские. Программа была сплошь эрзянской, ни одной русской песни, хотя треть населения района русские. Тоже перебор. Но русский фольклор, как и сам народ и его язык, могуч и богат. Он звучит ежедневно на разных волнах и каналах радио и телевидения. Русский фольклор замалчивать трудно...

Ансамбль из Татарской Свербейки во главе с Венерой Ариковой

Ансамбль из Татарской Свербейки во главе с Венерой Ариковой. Баянист Рафаэль Авязов. Фото А. Макеева.

География Лямбирского района была представлена в программе довольно-таки широко - Атемар, Большая Елховка, Лопатино, Лямбирь, Пензятка, Первомайское, Скрябино, Тат.-Свербейка, Щербаково.

Зрителям особенно понравилась украинская народная песня "Ничь яка мисячна" в исполнении Татьяны Саржевской из Скрябина. Все же ее лучше было поставить сразу после песни украинского ансамбля из хутора Лопатино.

Татарские песни тоже лучше было не смешивать с песнями других народов, а пустить одним блоком, в крайнем случае двумя блоками. Только настроишься на родную татарскую пентатонику, как начинает звучать совсем другая музыка. Некоторые городские татары вставали и с недовольством уходили из зала.

Бытовые частушки в исполнении ветеранов Риммы Батеряковой, Камиля Бахметова и молодой исполнительницы Р.Заликовой рассмешили татар, присутствовавших на концерте. Многие из них потом плакали, слушая исполнение Альфией Максимовой мишарской песни "Я расстилала коноплю" в сопровождении Рафаэля Авязова (баян) и Илдара Искандярова (флейта).

Впервые на республиканской сцене был поставлен отрывок из мишарского свадебного обряда с плачем невесты - "Кыз елату". Кстати, специалисты отмечают большую близость старинных свадебных обрядов мокши и мишарей. Совпадения иногда просто поразительные. Сейчас готовится диссертация на эту тему.

Друзья Лямбирского района

Друзья Лямбирского района: Александр Пиксаев, Василий Учайкин, Фярид Мамин, Шамиль Бикмаев, Юрий Юшкин, Назиф Еналеев, Юнир Биктяков

В конце программы было настоящее представление - инсценировка сабантуя - и песни, и пляски, борьба, бег в мешках, бег с ложками. Лицо района на радость всем осталось все-таки татарским.

А в завершение всего секретарь общества «Якташлар» Анвер Надиев вручил исполнителям татарских номеров 50 экземпляров «Корана» в переводе на русский язык.

Что касается обиды елховского руководства за критику их любимого ансамбля "Визит", то могу пояснить свою позицию, но боюсь, что эти пояснения их не порадуют.

Претензии к "Визиту" небольшие. У них все хорошо, за малым исключением - то, что они исполняли, это не фольклор. Да, мелодия и слова русских народных песен, но исполнение совершенно не народное и не русское.

Трудно представить, чтобы нормальные девушки и парни в обычной русской деревне пели "Пойду ль, выйду ль я" или "Утушку луговую" и при этом похотливо крутили задом, имитируя легко узнаваемые действия. Такие движения тазом вполне уместны при исполнении фольклорных танцев африканских негров, но уж никак не русских народных песен.

Ладно бы только задом крутили-вертели. В руках у "визитеров" обычные микрофоны. На что эти микрофоны похожи, не столь важно. Важно, как держать микрофон и какие движения выделывать.

Есть понятия женского хвата микрофона и мужского. Кто понимает, тому объяснять не надо. А кто не понимает - тот отдыхает.

Многие эстрадные исполнители для возбуждения и привлечения публики прибегают к более или менее скрытой имитации некоторых элементов коитуса, прелюдии к нему или его суррогатов.

Скажем, Майкл Джексон иногда в своих клипах весьма эротично запускает ладонь в белой перчатке себе между ног и двигает тазом и ладонью так, что мы все понимаем, о чем речь.

"Визитеры" не блещут фантазией - в определенные моменты они обхватывают двумя руками микрофоны, опускают их к причинному месту и двигают ими наподобие фрикций при мастурбации. Такое исполнение на дискотеке понятно - люди туда приходят оттянуться, грех не помочь им возбудиться. Мы сами были молодыми и в 70-е годы не хуже "визитеров" изображали эти штучки, но республиканский фестиваль фольклора - все-таки не то место для этого.

Может быть, эти принародные ритмичные содрогания на сцене им в большой кайф, не знаю. Я не протестую против такого исполнения, ради бога, пойте "Утушку луговую" хоть нагишом и реально мастурбируя, но не на фестивале же народного творчества. Свобода вовсе не означает вседозволенности.

14 ноября по мордовскому телевидению шел большой концерт коллектива Большеелховского ДК в честь Дня работников сельского хозяйства. Жаль, что запись звука далека от терпимого, но это не вина елховцев. Коллектив-то классный.

Те два номера, о которых уже шла речь, "Пойду ль, выйду ль я" и "Утушка луговая", на этот раз исполнялись "Визитом" без микрофонов в руках. Ребята держались мужественно и старались не допускать сладострастных подергиваний таза. Но под конец "Утушки луговой" все же не сдержались, сложили ладони у места, откуда ноги растут, как бы охватывая невидимый пенис, извините, микрофон, и пошло-поехало - и влево, и вправо, и даже за оба плеча. Во как можем!

Так что неча на зеркало пенять, коль рожа крива!

Простите за подробности!


© «ТАТАРСКАЯ ГАЗЕТА»
E-mail: irek@moris.ru