«ТАТАРСКАЯ ГАЗЕТА»

№3-4, 18.04.2000


ДЕНЬ РАДОСТИ В АКСЕНОВО

Ирек БИККИНИН

В Лямбирском районе с марта прошлого 1999 года, объявленного ЮНЕСКО Годом пожилых людей, начали практиковаться встречи с вдовами участников Великой Отечественной войны с выездом работников районных управлений культуры и социальной защиты труда и занятости населения в села района. Для финансирования проведения этих торжественных мероприятий, покупки подарков вдовам привлекаются средства состоятельных людей данного населенного пункта.

Первыми провели такую встречу в Татарской Тавле, затем в Аксенове, 1 марта этого года - в Черемишево, 31 марта - в Пензятке.

13 августа 1999 года, пятница. Этот день для вдов фронтовиков Великой Отечественной войны села Аксеново стал особенным. С одной стороны, это грустный день, снова напоминающий о давней боли, с другой стороны, радостный - раньше они никогда не удостаивались такого внимания. А в этот день все было для них - концерт, угощение, подарки, речи.

Открыл торжество глава сельской администрации Рустям Ахметов. Он подчеркнул, что сейчас идет особый год, согласно решению ЮНЕСКО, признанный Международным годом пожилых людей. Он также напомнил, что из 270 ушедших на войну аксеновских мужчин 134 осталось на полях сражений.

Надо сразу отметить важный момент - все велось на татарском языке. Это было приятно. На столах было много фруктов, различные выпечки, и конечно же, наши традиционные перемячи.

Открывающую молитву, первый аять Корана, "Фатиху" прочитал Нясрулла Искандяров. Затем от имени основного спонсора мероприятия Шамиля Бикмаева бабушек приветствовал Ирек Биккинин, отметивший помощь и второго спонсора, Рафика Фетхуллова, после чего все старушки и присутствовавшие прочитали молитву благодарности.

Основную часть торжества вели Ряшидя Ипкаева и Наиля Куряева, работники районной библиотеки. Ряшидя Ипкаева сначала представила старушкам всех присутствовавших гостей праздника - Сагадят Асаинову, Земфиру Салькаеву, Рустяма Ахметова, Ирека Биккинина, Нясруллу Искандярова, Альфию Максимову, Шамиля Мангутова, Рафаэля Авязова, Зарию Дукину, Розу Сюбаеву, Наилю Шафееву, Фаилю Равилову, Луизу Равилову.

Затем она рассказала о каждой из вдов, об их трудном жизненном пути. Для каждой нашлись особые, теплые слова. Нясрулла Искандяров, до армии работавший учетчиком, рассказал о том, как тяжело эти женщины трудились в колхозе, как днем они лопатами копали колхозные поля - не было не только тракторов, но и лошадей - все было отправлено на фронт, а вечером выходили во вторую смену на скирдовку. Они выдержали этот изнуряющий, временами каторжный труд, не сломались, а победили. Если бы не этот самоотверженный труд женщин в тылу, мужчины не смогли бы отстоять свободу Родины.

Звучали песни, рассказывались стихи, а в конце встречи все вместе спели песню "Без бит берге, аллага шекер". Кроме песен и благодарностей, каждая вдова получила достойные подарки.

Финансировал мероприятие Шамиль Бикмаев, известный в России предприниматель и общественный деятель, председатель общества "Якташлар", который родился и вырос в Аксенове.

В ходе подготовки торжества своими деньгами подключился и Рафик Фетхуллов, богатейший человек нашего села Аксеново.

Рафик много помогает в организации проведения борцовских турниров в Аксенове, учреждает призы, лично присутствует на соревнованиях.

К сожалению, нашей «Татарской газете», которая делается здесь же, в селе Аксеново, всего лишь через несколько домов от его особняка, Рафик за более чем два с половиной года помог всего лишь один раз - 200 рублей. Потом долго обещал подарить старые колеса со своей 99-й для редакционной машины, да так и... Сказал, что не надо так настойчиво спрашивать, что он сам придет. Так и идет...

Обещания давали и дают многие татарские нувориши. (Нувориш - от французского "nouveau riche", что означает "новый богач").

Для нувориша обычно характерны природный предпринимательский талант, коммерческая хватка при несомненной примитивности мышления. Эта примитивность мышления - бич и подавляющего большинства наших татарских нуворишей. Они как страусы, прячущие голову в песок.

На что же, кроме расширения дела, обеспечения потребностей семьи, помощи родственникам и друзьям, иногда удовлетворения своих тайных и явных, порочных и непорочных страстей направляют свои деньги эти люди? Это религия, спорт, искусство.

В каждом случае видна практическая направленность, конкретная обратная отдача деньгодающему.

Религия в случае татарских предпринимателей - это обычно строительство мечетей. Расчет простой - некая страховка перед неизбежностью расплаты за грехи. Они знают, что есть всевышний, который почему-то постоянно помогает им, несмотря на то, что они живут в грехе. Боязнь спугнуть удачу и страх вероятного ада - вот два основных фактора направления денег на религиозные цели. По-настоящему искренне религиозные предприниматели есть, но это редкость.

Нувориши обычно активно помогают в проведении спортивных соревнований по каким-либо видам единоборств - бокс, борьба и т.д. Зачастую нувориши сами в юности занимались этими же видами спорта, что помогало им затем в бизнесе. Однако они либо не могли добиться значительных результатов в спорте, либо рано уходили из спорта, поняв своим природным коммерческим чутьем, что лучше быть богатым перворазрядником, чем бедным чемпионом. Таким образом, в помощи спорту воплощаются юношеские мечты - стать выше, чем твои соперники, друзья, товарищи по секции, по команде, по сборной. Это отличная возможность доказать, что ты в конечном счете все равно оказался круче, чем бывшие соперники, которые когда-то побеждали тебя. Конечно, и здесь есть исключения. Есть богатые люди, искренне благодарные спорту, своим тренерам, и пытающиеся по мере сил помогать любимому виду спорта.

Помощь искусству часто осуществляется вовсе не из высокой любви собственно к искусству. Сами артисты, чувствительные и тонкие натуры, это прекрасно понимают и хорошо различают мотивы меценатов. Для многих нуворишей помощь людям искусства - это удовлетворение комплексов. Это же кайф - артисты чуть ли не облизывают тебя. Такие таланты, а как крутятся вокруг меня? Получается как бы, я еще выше!

Один из крутых татарских бизнесменов Саранска так и выразился: "А почему я должен помогать вашей газете! Что я с этого буду иметь?" Я: "Так газета для твоего же народа, для твоих же детей. Ты русским артистам вон какие суммы даешь, а своей татарской газете не хочешь помогать!" Он: "Так артисты для меня поют и пляшут, ублажают меня, готовы ж.. целовать, а что я буду иметь с вашей газеты?"

Для русских предпринимателей такое поведение было бы естественно. Их нация в России не нуждается в дополнительных культурных потугах - кругом сплошь процветают на коммерческой и некоммерческой основе всякие газеты, журналы, радио, телевидение, всевозможные кружки, студии, театры - есть все, что возможно представить в области культуры. Русский человек везде в России в комфорте по части получения русской культурной продукции и удовлетворения духовных потребностей любого характера - классика, попса, порно, что душе угодно.

Нацмены - совершенно другое дело. С одной стороны, легкий доступ к русской культуре, очень богатой и обширной, навязываемой везде и всюду, ежедневно и ежечасно, и, с другой стороны, чрезвычайно затрудненный доступ к своей, не столь современной, не столь модной по понятным причинам, национальной культуре, иногда даже непонятной для самого нацмена, чья голова забита представлениями и штампами совсем другой культуры. Нувориши также часто в этом плане очень ограниченные.

Еще одно - помогая своему татарскому, нувориш может стать популярным лишь среди ограниченной части населения, только среди своих соплеменников. А среди тех, кто с ним вместе делает бизнес, татар может быть мало. Они могут "не понять братана".

Есть еще и фактор ревности - если нувориш помогает нашей газете, то, по понятиям некоторых, получается, что как бы на его деньги зарабатывается популярность редактора газеты.

Татарская буржуазия начала XX века поступала совершенно по-другому - открывали татарские школы, театры, газеты, журналы, активно помогали татарским поэтам, писателям, драматургам. Сейчас, в конце XX века, среди татарских предпринимателей есть и такие люди, но их так мало, что их усилия совершенно недостаточны для успешного противодействия корродирующему воздействию огромного моря агрессивной информационно-культурной среды, в которой мы живем. Что будет с нами, с татарским народом, его культурой?


© «ТАТАРСКАЯ ГАЗЕТА»
E-mail: irek@moris.ru