«ТАТАРСКАЯ ГАЗЕТА»

№3-5, 18.03.1998


РУДОЛЬФ НУРЕЕВ: человек, легенда

17 марта ему исполнилось бы 60 лет. «Летающий татарин», лучший танцовщик всех времен и народов, он умер от неизлечимой болезни 6 января 1993 года. После него остались дома, квартиры, коллекции предметов искусств, драгоценности. У него был даже свой остров.

Рудольф родился в поезде, в Сибири, у озера Байкал. Его отец был военным и очень не любил пристрастие сына к танцам, ходившего в танцевальный кружок с семи лет. Ему повезло - у него был хороший учитель хореографии в Уфе. С 1953 по 1955 год Рудольф - солист Уфимского балета. Затем учеба в Ленинграде.

С 1957 года - солист Кировского театра в Ленинграде, Нуреев в 1961 году остался в Париже. Это были его последние гастроли - его больше не должны были выпускать. Из-за контактов с парижской богемой он должен был стать невыездным - а это означало, что ему перестали бы давать важные роли в спектаклях. Его тело было гибким, но натура не позволяла сгибаться и он решился - перемахнул через перила в аэропорту Ле-Бурже - знаменитый «прыжок в свободу» - и попросил политического убежища.

Любимыми городами стали Париж и Лондон. Семнадцать лет с балериной Марго Фонтейн в Ковент Гарден, шесть лет директором Парижской оперы.

Гражданин мира Рудольф Нуреев свою нерусскость объяснял так: «Я не могу точно определить, что значит для меня быть татарином, а не русским, но я ощущаю эту разницу. Наша татарская кровь течет как-то быстрее и готова вскипеть всегда... Мы - странная смесь нежности и грубости. Татарин - хороший комплекс звериных черт, и это то, что есть я».

Незадолго до смерти он сказал: «Сцена, занавес, все, что за ним происходит, - вот моя страна, вот моя национальность и вот мое место жительства».


© «ТАТАРСКАЯ ГАЗЕТА»
E-mail: irek@moris.ru