«ТАТАРСКАЯ ГАЗЕТА»

№2, 18.05.2001

ПОЕЗДКА В БУЛГАР

Шамиль ДЖАЛИМОВ

Мы выехали из Саранска 10 июня в 11 часов дня. Нас в микроавтобусе было пять человек - известные рузаевские предприниматели Анвар Саитов и Ринат Резепов, их водитель Алексей, я и мой сын Ирек.

Погода по пути то и дело менялась - то шел небольшой дождь, то было сухо и солнечно, а Булгар встретил нас дождем, ветром и серыми облаками.

Дождь кончился, мы устроились прямо на улице, расстелили простыню и сели ужинать на священной булгарской земле. Кроме нас, приезжих еще было мало, и мы решили осмотреть музей в Булгарах и мечеть, разрушенную много веков тому назад. Рядом с мечетью стоит церковь. Она теперь служит музеем, в нем много древних экспонатов, извлеченных археологами при раскопках.

Рядом мавзолей, где стоят надгробные камни, а на них надписи арабским письмом. С другой стороны тоже мавзолей, где хоронили ханов, с несколькими открытыми могилами, где стены облицованы камнями. Но скелетов уже нет, могилы просто открыты для экскурсантов.

Недалеко от этих мест есть два хорошо сохранившихся мавзолея и Малая башня, куда мы и пошли. Мы поднялись наверх по внутренней лестнице и на высоте 20 метров от земли вышли на балкон башни. Зазвучал чудесный голос азана, который провозгласил Анвар Саитов, а аять из Корана читал Ринат Резепов. Потом почитали еще суру из Корана, помолились и спустились.

Мы в Булгарах

Мы в Булгарах.

Внизу вокруг башни ходили люди и делали таваф, как в Мекке (таваф - обряд семикратного обхода Каабы). Мы тоже обошли башню 7 раз и потом снова читали молитву. Конечно, это не настоящий таваф, а только местная традиция - адат. Некоторые считают, что это паломничество к костям наших предков, к месту, где они более 1000 лет тому назад приняли ислам, помогает избавиться от грехов.

Здесь была высокоразвитая цивилизация. Чеканились деньги, производилось оружие, различные предметы быта и труда - топоры, мотыги, ножницы, иголки, конская сбруя и т.д.

Наконец мы пошли в мавзолей, называемый Черной Палатой. Здесь, по преданию, жили женщины.

Черная Палата сохранилась относительно хорошо. Она поражает своей архитектурой. Внутри использовали звезды Давида и они очень хорошо сохранились. Теперь оно находится на территории русского кладбища нынешних русских жителей Булгара. Кругом много крестов и памятников.

Далее мы перешли через дорогу и оказались в полуразрушенных банях. Сохранились несколько помещений, остатки печей и труб. Здесь горячая и холодная вода подавались по трубам, как в современных банях.

Недалеко от бань находится "современная деревянная гостиница". Здесь можно переночевать, приготовить пищу, помыться. Но мы решили разместиться прямо на улице, как и многие приехавшие в этим святым местам. К вечеру подъехало много автобусов, автомашин с паломниками. Разросся целый палаточный городок.

Из Самары также приехал автобус со студентами педагогического колледжа во главе с Фаридой Зиннатуллиной. Они также поставили палатку, разожгли костер. Мы присоединились к ним. Я, Ринат и Ирек решили помочь им, а заодно и посидеть с девушками на лоне природы у костра.

Получился отменный ужин, мы все наелись и даже покормили совсем незнакомых ребят из Башкортостана. Всю ночь горел костер, а мы сидели вокруг него, пели песни, шутили, придумывали разные игры. Чудесные песни Фариды под гитару стали украшением этого незабываемого вечера. Нам всем так было радостно сидеть в дружной семье молодых и было так приятно проводить с ними время.

Вот уже и утро наступило, а мы еще не спим, смотрим на восток, как начинается новый день. Потом мы все-таки вздремнули, кто в палатке, кто в автомашине, кто заснул прямо у костра.

Утром снова начали подъезжать автомашины и автобусы - из Татарстана, Башкортостана, Удмуртии, Мордовии, Свердловской, Ульяновской, Самарской областей и других регионов. Было много тысяч мужчин, женщин, детей.

Зарезали много жертвенных баранов, мясо которых пошло на плов и шашлык. В больших котлах - казанах - варились шурпа и плов, которые затем раздавались всем желающим. Рядом с нашей палаткой воздвигли два шатра и над ними водрузили исламское знамя. Один шатер был резиденцией муфтия Талгата Таджуддина, второй служил временной мечетью.

Муфтий пошел к Малой башне. Огромное количество народа собралось послушать его вагаз (проповедь или иначе хутба). Потом народ двинулся к развалинам большой мечети. Здесь все участововали в намазе который провел Талгат Таджуддин. Женщины, как им и подобает, были в задних рядах.

Талгат Таджуддин сиял в своем сверкающем халате и тюрбане зеленого цвета. Вокруг муфтия стояли его приближенные и имам-хатыбы разных регионов. Девушка и юноша в одеяниях, имитирующих одежду древних булгар, преподнесли Талгату чак-чак (традиционное татарское лакомство). Все это было похоже на театральное представление, вокруг стояли тысячи людей и смотрели на это зрелище. С разных точек вели съемки телеоператоры ОРТ, Татарстана, Башкортостана.

Муфтий Татарстана Усман хазрет Исхаков принимает чак-чак.

Было много высокого милицейского начальства с большими звездами на погонах, еще больше было омоновцев и сотрудников спецслужб.

В исторической мечети начался намаз и люди, как и в древние времена, молились Аллаху и желали мира нашей родине и, конечно же, молились за души давно ушедших из жизни наших предков. Мы молились за процветавшее некогда государство булгар, которым мы не перестаем гордиться и, конечно же, каждому из нас хочется, чтобы оно когда-нибудь возродилось и чтобы наш татарский народ вновь поднялся на те вершины, где он был.

После намаза мы все поблагодарили Талгата хазрата и бывших с ним служителей ислама.

Настало время обеда. У больших казанов выстроилась очередь. Каждому давали по миске шурпы и плова, приготовленных из мяса жертвенных баранов.

Движущаяся людская масса, тысячи людей, заполнили площади, холмы мавзолеи, башни, музеи древнего города. Тут же на открытом воздухе шла уличная торговля - всевозможные товары, продукты, фрукты, напитки. Стар и млад в тюбетейках, женщины в белых платках и платьях. Все смотрелось очень зрелищно и очень впечатляло. Мы сами напоминали себе своих предков.

Вот уже 10 лет, как люди из разных регионов, где живут татары, приходят и приезжают сюда на паломничество, и каждый год все больше и больше. Наш народ понемногу сплачивается, поднимается каждый год все больше и больше, и хочется верить, что недалек тот день, когда здесь будет возрождена новая столица Булгар! Иншаллах.