«ТАТАРСКАЯ ГАЗЕТА»

ВЕБ-ЭКСКЛЮЗИВ


ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Г-НУ М.Ш. ШАЙМИЕВУ

УВАЖАЕМЫЙ МИНТИМЕР ШАРИПОВИЧ!

Вследствие проводимой правящими кругами государства после завоевания Россией Казанского ханства и других татарских ханств идущий веками процесс ассимиляции татар инонациональными народами в последние несколько десятилетий и особенно сейчас обрел новое ускорение. В отдельных регионах - иногда с татарским населением много большим самой титульной нации, насильственно, административно отделенным от своей исторической Родины, имеет место быть многолетняя практика ущемления языковых, образовательных и культурных потребностей татар. В частности, переводом их действующих на родном языке школ на другой язык преподавания. Не говоря уж о том, что в большинстве случаев их просто нет или на несколько сот тысяч татар одна-две школы с минимальным преподаванием на родном языке; навязывание детям и их родителям иной национальной принадлежности. В общегосударственном масштабе осуществляется политика дробления, выделения из исторически сформировавшейся еще в дореволюционный период единой татарской нации некоторых территориальных и религиозных групп, возвращая их как бы в “допотопные” времена племенной розни, соблазняя их статусом самостоятельной нации под тем или иным “благозвучным” именем по сравнению с опозоренным русской историографией самоназванием “татары”. Искусственное создание наций государственным актом (!) не есть ли верх произвола и абсурда?!

Ассимиляция татар великороссами идет и в центре их исторической Родины - в Республике Татарстан. Но особенно губительно ей подвержено их большинство (три четверти), расселенное за пределами Республики и в значительной своей части уже не говорящее на родном языке.

И самое главное, если хотите, самое страшное: татары Республики и татары, живущие за ее пределами, будь то в ближнем или дальнем зарубежье, компактно проживающие на своих исторических землях или дисперсно, в связи с созданными для них условиями, явно недостаточно (говоря мягко) взаимодействуют друг с другом, как в рыночной, так и культурной сферах жизнедеятельности. В целом положение нации, с точки зрения её будущности, надо квалифицировать как катастрофическое. Без возрождения всеобщей взаимосвязи всех частей нации она не сможет самореализоваться, самостоять; она - объект денационализации, ее будущее - исчезновение с этнической карты мира.

Казалось бы, негативным процессам, идущим в жизни нации, должны были противопоставить более-менее существенные меры специально созданные ради сохранения татарской нации с её великой многовековой культурой и языком статуса одного из мировых (14) языков Всемирный конгресс татар и Федеральная татарская национально-культурная автономия (ФТНКА). Однако результаты их деятельности неутешительны.

Тому причины - объективного и субъективного свойств. Главная в их числе - отсутствие надлежащей законодательной базы. Принятый в 1997 г. “Закон о национально-культурной автономии” не соответствует требованиям самоуправления национальных меньшинств, поскольку автономиям придан статус общественной организации, со всеми вытекающими отсюда последствиями материальной и правовой недееспособности, к тому же при полном отсутствии механизма реализации даже этого Закона. Жизнь однако требует государственно-общественного статуса.

Между тем, в досоветской России была предпринята реальная и успешная попытка её преобразования в государство союза наций. В июле 1917 г. В Казани общее собрание трех Всероссийских мусульманских съездов (духовного, военного, всеобщего) провозгласило культурно-национальную автономию мусульман тюрко-татар внутренней России и Сибири. Работавший с 20 ноября 1917 по 11 января 1918 г.г. Миллят меджлиси (Национальный парламент) утвердил Конституцию автономии и избрал исполнительный орган. Но созданное им Национальное управление в г. Уфе большевиками было упразднено в апреле 1918 г.

Смысл первой Конституции татар сводится к признанию за национальными меньшинствами права на автономию в сфере культуры. Национальные учреждения, как центральные, так и местные, являются официальными учреждениями, обладающими такими же правами, как и государственные учреждения соответствующего уровня. Высшим органом самоуправления национальной общины признаются избираемые на всех уровнях национальные собрания с правом на соответствующее законодательство. Национальные меньшинства имеют право облагать своих граждан специальным налогом. Из государственного и местных бюджетов на культурные нужды национальных меньшинств, пропорционально их численности, отчисляются денежные средства, расходуемые по усмотрению органов национального самоуправления. Национальные меньшинства участвуют в работе органов государственной и местной власти всех уровней через посредство своих национальных органов, делегирующих в соответствующие институты власти своих представителей. Национальные собрания избирают национальные управления соответствующих уровней. Национальное собрание Федеральной автономии и законодательное собрание Республики Татарстан на совместных заседаниях принимают законы (постановления) по вопросам культуры и языка.

Советом Московской автономии в 1998 г. был направлен в ФТНКА (Казань) разработанный одним из его членов проект Закона об автономии (в основном совпадающий с вышеупомянутой Конституцией татар) с предложением инициировать перед Госдумой его обсуждение и принятие взамен неработоспособного закона. Но он лишь 10 мая 2001г. был представлен в Госдуму после того, как она запросила мнение Казани по проекту Миннаца о вносимых изменениях в действующий закон, кстати заметить: совсем его не улучшающих, скорее - ухудшающих. Всемирный конгресс и ФТНКА ни сами не проявили, но и не поддержали инициативу Академии наук Татарстана (АНТ), на своей конференции (август 2000 г.) рекомендовавшей Государственному Совету РТ “обсудить на парламентских слушаниях федеральный Закон “О национально-культурной автономии” ... и выступить с инициативой его совершенствования, предусмотрев изменения статуса создаваемых автономий”. Самое свежее печальное следствие “безрукости” наших руководящих органов - отсрочка перехода письменности на латиницу. Всемирный конгресс и ФТНКА не провели необходимой разъяснительной работы ни в Татарстане, ни в диаспорах, чем и воспользовались обрусевшие татары, сорганизовавшись в поддержку властных структур государства - противников отказа татар от кириллицы. К слову сказать: лингвистически абсолютно неадекватной нашему языку, к тому же затрудняющей общение с другими тюркоязычными народами (и это в век глобализации, рано или поздно, вынуждающей всё человечество, включая и меньшинство его, все еще использующее кириллицу, перевести свою письменность на латиницу!).

Мы на местах не ощущаем инициативно-действенной работы как Всемирного конгресса, так и Федеральной автономии; мы не знаем: имеется ли концепция их деятельности, разработана ли ими программа “этноэкологии” татарской нации? Скорее всего, их нет. А ведь Всемирному конгрессу уже пора отмечать первый юбилей! Да и с момента организации ФТНКА прошел не один год. Их “деятельность” заметна только на сабантуях и при проведении каких-нибудь торжеств с участием высокопоставленных делегаций из Казани. Нам представляется, что все татарские национальные организации должны быть работающими (в поте лица своего!) учреждениями и соответственно представлены как можно более работоспособными, в значительной мере молодыми национальными кадрами, а не “свадебными генералами”. В условиях России, с её почти непреодолимыми объективными трудностями, решающее значение имеют кадры с большими способностями, деловыми и нравственными качествами, умеющими и желающими неустанно работать во благо нации.

Мы, татары, наряду с русскими, никак не можем избавиться от мифа величия, доставшегося нам по наследству от действительно великой Золотой Орды, но исчезнувшего вместе с ней. Мы всё еще уподобляем себя, в некотором роде, слону, шествующему своей дорогой, не обращая внимания на лающих шавок. Иного, здравого объяснения нашей беспечности, молчания по поводу творящихся безобразий относительно наших сородичей, мы не находим. Не исключается совмещение “слоновости” с политической трусостью. Однако же мы отнюдь - не “слон”, поэтому кое-кому удается регулярно с успехом откусывать весьма солидные куски из нашего национального тела и культурного достояния. Мы, некогда бывшие по количеству вровень с русскими, ныне, в лучшем случае - их 20-я доля, а то и поменьше.

Уважаемый г-н Президент! “Было время разбрасывать камни. Пришло время собирать камни”. Таков магистральный путь развития человечества. Мы приобщаемся к нему. Рыночная экономика и рождаемая ею демократия создают основу для собирания воедино разбросанной по всему миру татарской нации, оторванных волею судеб миллионов татар от исторической Родины. Татарстан – наш родной очаг; татарский народ желает сплотиться во имя собственного сбережения и процветания его государства. Речь, разумеется, идет о взаимосвязи, единении всех частей нации на началах рыночных отношений и культуры, сбережения и развития родного языка, без которого, известно, нация исчезает с политической карты мира.

Наконец, еще об одном, быть может, самом неприятном для самоощущения нас, татар. С 2001 г. уже идут вплоть по 2006 г. по Урало-Поволжью празднования 450-летия добровольного вхождения в Россию Чувашии, Башкортостана, Удмуртии. На фоне этих праздников не удастся умолчать о 450-летии взятия Казани (15 октября 1552 г. - 15 октября 2002 г.). Взаимными усилиями Республики Татарстан и Федерального центра, полагаем, было бы целесообразно отметить эту дату как “День примирения”. К этой дате приурочить завершение работ по восстановлению Ханской мечети “Кул-Шариф” и Благовещенского собора в Казанском кремле, отремонтировать памятник павшим российским воинам при взятии Казани и построить памятник погибшим татарским воинам, оборонявшим Казань. В настоящее время Администрацией г. Казани при содействии Полпредства РТ в РФ предпринимаются меры по возвращению в Россию иконы Казанской Божьей Матери. Было бы справедливо и благородно возвращение и захоронение в Казанском Кремле останков Сююмбикэ ханбики и её сына Утямыш Гирея, умерших в русском плену в городах Касимове и Москве.

Поминовение этой исторической даты было бы разумно татарскому и русскому народам завершить великодушным актом прощение друг друга с тем, что в дальнейшем направлять свои усилия на преобразование нашей общей Родины в подлинно федеративное государство, в котором были бы недопустимы практикуемые по сей день праздники по случаю побед друг над другом или “Дней памяти” по случаю поражений в войнах друг с другом, а в историографии и вообще в литературе - разного рода непотребные клички и ярлыки относительно своих народов.

А.Х. Бурганов, член Совета Московской национально-культурной автономии, сопредседатель Академического общества татар г. Москвы, почетный член АНТ, профессор РГГУ

Н.А. Бегичев, член Совета Московской национально-культурной автономии, председатель национально- культурной автономии Северо-Западного Округа г.Москвы, предприниматель

Р.А. Галимов, член Совета Московской национально-культурной автономии, председатель Татарской общественной организации “Туган тел”

М.З. Закиров, Генеральный директор Информационного центра “Эльф-3”, председатель Совета гражданской адаптации бывших военнослужащих

Г.А. Искандяров, Председатель Фонда Развития Мусульманских народов, член Совета Международной Правозащитной Ассамблеи, старший научный сотрудник

М.М. Миначев, председатель Народно-демократической партии “Ватан”

И.М. Сафаргалиев, сопредседатель Координационного Совета национально-культурных автономий татар г. Москвы и Московской области

М.З. Юнусов, писатель, член Союза писателей РТ, почетный Президент Пенклуба РТ

Москва, 13-18 марта 2002 г.

Примечание: оригинал письма с подлинными подписями у проф. РГГУ Агдаса Хусаиновича Бурганова


© «ТАТАРСКАЯ ГАЗЕТА»
E-mail: irek@moris.ru