«ТАТАРСКАЯ ГАЗЕТА»

№5, 12.09.2002


ПРАВИЛЬНАЯ КЫБЛА САРАНСКОЙ СОБОРНОЙ МЕЧЕТИ

Ирек БИККИНИН

Поднятие полумесяца на один их малых минаретов Саранской мечети.

Поднятие полумесяца на один их малых минаретов Саранской мечети.

24 августа в Саранске произошло радостное для мусульман событие – были установлены полумесяцы на малых минаретах строящейся Центральной соборной мечети. Для участия в этом событии прибыли высокие гости – председатель Совета муфтиев России, муфтий Равиль Гайнутдин из Москвы, муфтий Татарстана Гусман Исхаков, муфтий Поволжья Мукаддас Бибарсов. Участие в церемонии приняли также самые высшие на тот момент (глава республики Николай Меркушкин был в загранкомандировке) руководящие лица Мордовии – председатель правительства Владимир Волков, председатель Госсобрания Валерий Кечкин, федеральный инспектор Александр Пыков и вице-премьер-министр Валентин Конаков.

***

Интервью с Равилем Гайнтудином я смог взять только в Казани, 29 августа, в день

Интервью с Равилем Гайнтудином я смог взять только в Казани, 29 августа, в день пленарного заседания 3-го Всемирного конгресса татар.

Сейчас в Мордовии существуют два духовных управления мусульман (ДУМ, или иначе муфтияты). Председатель одного муфтията, Рашит Халиков, сотрудничает с Равилем Гайнутдином, а второй муфтият, под руководством Заки Айзатуллина, работает с Уфой, с муфтием Талгатом Таджуддином. Хотя ранее в отношениях этих двух муфтиятов наблюдалась напряженность, теперь они начали общаться, есть даже случаи совместного проведения меджлисов (торжественных обедов по какому-либо поводу).

Муфтий Талгат Таджуддин побывал в Мордовии уже раза три, а муфтий Равиль Гайнутдин, хотя давно собирался посетить Мордовию, здесь был впервые. Махалля (приход), которая строит Центральную мечеть, относится именно к тому муфтияту, который сотрудничает с Гайнутдином.

***

Председатель Госсобрания Мордовии Валерий Кечкин и федеральный инспектор Александр Пыков встретили муфтиев еще 23 августа, на окраине республики, на повороте от федеральной трассы Москва – Челябинск на Саранск. А наутро во время официальной встречи присутствовал и председатель правительства Мордовии Владимир Волков. Было констатировано, что Мордовия оказывает недостаточно внимания своим мусульманам и даны гарантии, что помощь мусульманам возрастет. Также был рассмотрен вопрос об учреждении в Саранске медресе.

Затем гости и хозяева присутствовали на торжественной церемонии по установке полумесяцев на малые минареты строящейся Саранской мечети и закладке главного минарета. Позже они посетили мечети в селах Лямбирь и Татарская Пишля, встречались с мусульманами, совершали намаз.

На следующий день в селе Аксеново состоялось открытие мечети “Ар-Ряхимя”, названной так Шамилем Бикмаевым в честь своей матери. После этого гости посетили 6 мечетей села Белозерье и беседовали с мусульманами.

Открытие мечети Ар-Ряхимя в Аксенове. Справа налево: в темных очках - Кабир

Открытие мечети "Ар-Ряхимя" в Аксенове. Справа налево: в темных очках - Кабир Альмяшев, глава Лямбирского района, с микрофоном - муфтий Равиль Гайнутдин, в тюбетейке - Шамиль Бикмаев, юноша без головного убора - Фагим Шафеев, студент 3 курса факультета арабского языка Исламского университета "Мадина Мунаварра" в Медине (Саудовская Аравия).

***

Известно, что в Мордовии оказывается очень большая материальная поддержка одной из ветвей христианства – православной церкви. При разной степени вовлеченности бюджетных средств, а также средств самых разных организаций, где работают и мусульмане, отремонтировано и построено множество православных церквей. Только в Саранске уже есть 14 церквей и приступают к строительству еще двух очень больших. В прошлом году пошли средства из бюджета республики и мусульманам – на достройку Саранской соборной мечети в год начали выделять по 200 тысяч рублей, то есть, в квартал 50 тысяч. Конечно, это сущие гроши в сравнении с поддержкой христианства. А ведь по нашей российской конституции все религии равны и, к тому же, отделены от государства.

***

Древняя история Саранска точно неизвестна. Утверждают, что город основан в 1649 году, однако некоторые дореволюционные историки полагали, что здесь до этого был какой-то татарский населенный пункт. Если это верно, тогда здесь была и мечеть, возможно, не одна.

Сейчас саранские мусульмане совершают пятничный намаз и отправляют свои ритуалы в двух молельных домах. Один из них, расположенный в деревянном здании бывшего детского сада, к которому приделали небольшой минарет, считается мечетью. Второй молельный дом расположен в помещении бывшей сберкассы на Химмаше.

В 1995 году в Саранске началось строительство настоящей большой соборной мечети. После окончания строительства здесь смогут одновременно совершать намаз тысяча человек. Сейчас мечеть уже имеет крышу, однако надо еще настелить полы, вставить окна, провести отопление, сделать внутреннюю отделку. Также будут сделаны дополнительные внутренние балконы и построен большой минарет. Только после проведения этих работ мечеть будет готова.

***

История строительства этой мечети сложна и противоречива. Сначала нам очень долго, под самыми разными предлогами, не давали место для строительства в центре города. В основном ссылались на мнение местной православной епархии – то говорили, что здесь когда-то была церковь, то слишком близко от действующей церкви. А про те места, где не было религиозного запрета, например, на углу Ботевградской и Богдана Хмельницкого, говорили, что здесь в будущем построят важный объект. Да, с тех прошло 10 лет, здесь теперь очень важный объект – стоянка для машин.

Ясно было, что нас хотят вытеснить куда-нибудь на окраину, на Светтехстрой или на Юго-Запад. Единственное место, которое нам предлагали не в далеких от центра микрорайонах, был сквер рядом с ламповым заводом. Но здесь была весьма сложной экологическая обстановка. Что делать? Авторитетные молодые татары из тогдашних группировок предлагали “попрессовать” тех, от кого зависит решение по выделению места, но дедушки сказали: “Нам сойдет и это место, нам здесь не жить, а только молиться”. Глас народа – глас божий. Конечно, мусульманские храмы не строятся так, чтобы бросаться в глаза издалека, как церкви, они и внутри не имеют такой золоченой пышности, но все же было обидно, что исламофобы во власти смогли сделать так, чтобы будущая Центральная соборная мечеть была совершенно незаметной в облике Саранска – она в стороне от основных маршрутов, по которым возят гостей, к тому же полностью закрыта высокими деревьями.

***

На сегодняшний день Саранск – единственная столица субъекта федерации с компактным проживанием татар, где нет настоящей мечети. Надо сказать, что наша мечеть была бы давно готова. Дело вот в чем. Еще в 1992 году из Кувейта поступило предложение – построить за счет арабского спонсора мечеть на 500 молельных мест. Оказывается, теща сделавшего такое предложение кувейтского инженера Ахмада Сафата родом из Мордовии. Ахмад и сам с женой и детьми приезжал несколько раз в Саранск. В Кувейте есть организация, которая занимается подбором городов по всему миру, где нужно построить мечети и предлагает эти варианты состоятельным мусульманам, которые хотят за свой счет построить где-нибудь мечеть. Это считается очень угодным Аллаху делом. Завязались оживленные переговоры – это был отличный шанс построить мечеть в Саранске без финансовых проблем.

К этому времени уже разрабатывался второй проект мечети. Первый проект делал один ныне уже покойный саранский архитектор. К сожалению, он оказался алкоголиком и мало что сделал. Только зря были затрачены на него деньги. Второй проект делал архитектор из Казани, выходец из Мордовии. Этот проект дошел до стадии утверждения градостроительным советом, но, к счастью, не был утвержден – молельный зал оказался слишком вытянутым – архитектор просто взял проект на 250 мест и удлинил зал на 500 мест. Деньги снова оказались потраченными напрасно.

Пришлось срочно искать нового архитектора, так как в Саранск собирался приехать Ахмад, чтобы окончательно договориться о схеме финансирования. На наше счастье, саранский архитектор Фарида Казакова (она родом из Казани) согласилась разработать проект заново. Были сделаны все необходимые согласования во всех инстанциях, в том числе согласование подключения к канализации, теплу, электросетям, даже к городской радиосети.

Тут, на наше несчастье, из другой арабской организации, расположенной в Москве, куда мы ранее обращались за помощью в строительстве мечети, пришли 200 долларов как пожертвование для проведения Курбан-байрама. Получилось так, что эти деньги случайно оказались в распоряжение не саранских мусульман и были затрачены на проведение Курбан-байрама в селе Хаджи Лямбирского района. Группа родственников (жиде базя) из саранской махалли устроили большой скандал – они увидели, что от арабов действительно могут быть деньги, причем немалые. Что называется, “почуяли запах зелени”. Эти “старики-разбойники” забрали сметную документацию, эскизы и поехали в Москву, за мешком долларов. Естественно, ничего им там не дали, так как переговоры велись с другими людьми.

В августе 1993 года приехал Ахмад, как стало известно позже, с деньгами. Он не ограничился Саранском, проехал по разным селам, снимал на видео местные мечети, разговаривал с мусульманами. Сельские мечети оказали сильное впечатление на него, особенно, мечеть села Татарская Пишля. Но Ахмад был сильно разочарован тем, что саранские мусульмане уже практически разодрались из-за арабских денег. Ему было некому отдавать немалые деньги, которые он привез.

Потом старики как бы покаялись, но было поздно, – Ахмад уехал. Когда отношения внутри махалли снова худо-бедно наладились, – ведь Ахмад при этом условии был готов начать финансирование, случилась беда – осенью резко поднялись цены на стройматериалы. Полная сметная стоимость мечети теперь была не 120 тысяч долларов (Ахмад давал 150 тысяч), а почти 500 тысяч. Такого спонсора в организации, которую представлял Ахмад, для Саранска, города кафиров, не оказалось. Вот так из-за жадности и наглости отдельных людей мусульмане Саранска потеряли 150 тысяч долларов, а начало строительства мечети задержалось еще на два года.

***

При разметке участка под рытье котлована выяснилось, что те самые “старики-разбойники” учудили еще раз. Оказывается, они заставили архитектора сменить ориентацию мечети (кыбла) на генеральном плане – вместо 7 градусов на запад от юга на 14 градусов на восток от юга. То есть вместо Мекки теперь мечеть была ориентирована на город Кум в Иране. Как они объяснили архитектору, мечеть в их деревне направлена именно так, значит, и в Саранске тоже должно быть так. Конечно, положение было исправлено – продольную ось котлована повернули в правильное направление и строительство началось с правильной кыблы.

К счастью, теперь эта группа не имеет отношения к строительству мечети. Да и сам проект претерпел изменения по мере строительства. Как бы то ни было, можно утверждать, что мусульмане Саранска вышли из кризиса и пройдет не очень много времени до того, как прозвучит азан (призыв к молитве) с главного, только что заложенного, минарета Центральной соборной мечети города Саранска.

***

P.S. Во время торжественной церемонии 24 августа прозвучало много имен тех, кто принял участие в строительстве мечети, прежде всего, совершенно заслуженно, Али Умяровича Китаева. Конечно, мне хотелось, чтобы и мое имя было упомянуто. Но, как и предполагал, о моем вкладе никто и не вспомнил. А ведь работа над первыми двумя проектами была оплачена полностью мной. Третий проект на начальном этапе также финансировал именно я. Да и подготовка всяких бумаг, документов, регистрация мусульманской общины того времени, хождение по инстанциям – все это делал автор этих строк. К чему это я? Просто думаю, если не скажу сейчас, то когда?


© «ТАТАРСКАЯ ГАЗЕТА»
E-mail: irek@moris.ru