«ТАТАРСКАЯ ГАЗЕТА»

№2, 14.12.2004


ТАТАРСКИЕ, БАШКИРСКИЕ И ЧУВАШСКИЕ ДЕТИ В АМЕРИКЕ

В американском Интернете, кроме множества сайтов по приему иностранных детей американскими семьями, существует более 1500 форумов, где родители сами обсуждают проблемы приема и воспитания иностранных детей. По количеству членов-участников лидирует один из форумов по приемным детям из Китая - 4750 участников. Американцы больше всего берут детей из Китая. На самом крупном форуме по приемным детям из России 3856 участников. Также есть сайты по проблемам приема детей из других стран: Кореи, Гватемалы, Мексики, Колумбии, Индии, Румынии и т.д.

Среди американских сайтов по России есть и форум по приемным детям из трех самых крупных тюркских народов России, т.е. татар, башкир и чувашей. Здесь всего 59 членов.

Название сайта TBCKids - Tatar Bashkir Chuvash Kids

Адрес в Интернете: http://groups.yahoo.com/group/TBCKids/

Описание сайта: A list for families who have adopted children from Russia with ethnic Tatar, ethnic Bashkir or ethnic Chuvash roots. (Форум для семей, которые приняли детей из России с татарскими, башкирскими или чувашскими этническими корнями).

Примечание редактора

Джамиля написала этот материал еще в августе 2003 года. Однако из-за того, что наша газета выходит так редко и газетной площади катастрофически не хватает, эта статья выходит в печать только в конце 2004 года. Как говорится, лучше поздно, чем никогда. Тем более, что в последнее время тема российских детей, усыновленных иностранцами, стала очень актуальной в российских СМИ.

Джамиля БИККИНИНА

В последние годы все больше детей из российских детских домов забирают новые папы-мамы из различных стран, в основном американцы. По сведениям американского посольства в Москве, ежегодно в Америку отправляются около 4500 российских детей. Американские семьи берут детей из различных стран, но в основном из России и Китая.

Общеизвестно, татары своих больных детей, инвалидов, стариков на попечение государства обычно не отдают. Так, в детских домах Мордовии нет ни одного ребенка-татарина. Однако оказывается, что среди детей, привезенных из других регионов России в Америку, есть и татарские, и башкирские, и чувашские дети.

Американские приемные родители все чаще обращают внимание на национальную принадлежность ребенка из России для того, чтобы, когда ребенок вырастет, он мог гордо сказать о своих биологических корнях: "Я американец русского (татарского, мордовского) происхождения".

Где же взять американцу информацию о национальностях в России? Конечно, в Интернете. Поэтому с самого начала работы Интернет-версии нашей "Татарской газеты", с 1999 года, такие родители начали обращаться в редакцию за консультациями по поводу этнических особенностей татар и башкир, их традиций, культуры, национальной одежды, кухни.

А в октябре 2001 года одна из таких американских родителей, программистка по имени Кристин организовала специальный сайт для семей, которые взяли на себя заботу о татарских, башкирских и чувашских детях. В семье самой Кристин трое детей из Башкирии: 6-летний Альберт из Уфы (татарин), 4-летние Артур (наполовину татарин, наполовину башкир) и Алеша (наполовину чуваш, наполовину русский).

Приемные дети Кристин (слева направо): Артур (татаро-башкир), Алеша (чувашо-русский),

Приемные дети Кристин (слева направо): Артур (татаро-башкир), Алеша (чувашо-русский), Альберт (татарин)

Вот что пишет Кристин: "Мои дети еще малы и их еще не волнует, от какого народа они произошли, кто их предки. Но, когда они вырастут, конечно же, захотят узнать об этом как можно больше. Именно поэтому уже сейчас я ищу информацию об их родной истории, языке и культуре. Про русских в Интернете на английском языке очень много информации, а вот о татарах, башкирах и чувашах очень мало. Когда я была в Уфе, делала фотографии в татарском и башкирском музеях. Большую помощь в поисках нам оказывают татарские сайты, за что им большое спасибо. Оттуда мы берем очень много информации, татарские друзья помогают нам, постоянно пишут письма. Очень много помогает нам сайт "Татарской газеты", там мы нашли очень большое количество полезных для нас статей о татарах на английском языке. Мы сделали свой форум и надеюсь, что он будет удобным и полезным для всех".

На этом форуме американские папы-мамы говорят о своих российских детях, о том, чем они занимаются, об их досуге, как ведут себя, какие они хорошие, чем болеют и как они при этом их лечат.

Да, верна пословица, что "не та мать, что родила, а та, что воспитала". Между матерью, родившей, и матерью, воспитывающей, которая ухаживает и заботится о ребенке (даже если он приемный), очень большая разница.

На этой ТВС-конференции семьи обмениваются фотографиями детей, узнают друг у друга, что означают имена их детей. Делятся рецептами татарской, башкирской и чувашской кухни. Самим американцам найти такую информацию очень трудно. Татарские семьи, живущие в России, Америке, Японии, Турции и Австралии на конференции отвечают на различные вопросы, пишут свои советы. Среди таких татар самые активные - семья Айрата и Лилии Шаммасовых из Аризоны, Рустам Юмаш из Австралии, Рушан Бичури из Турции.

Некоторые говорят, что если ребенка взять маленьким, то его будет легче воспитывать. Но многие американцы берут и почти подростков. Так, в семье Томпсонов 10 детей. Среди них - 6 детей из России, а последнего ребенка, чувашку Катю, они привезли из Чебоксар. Катю взяли в 11 лет, но, несмотря на это, кроме русского и чувашского языка, она уже очень хорошо научилась говорить по-английски. Сейчас у Кати новое имя - Валерия.

Сейчас у Кати новое имя - Валерия.

Женщина по имени Бэт, из города Стронгсвил, штат Огайо, взяла на усыновление ребенка из России - в 1997 году в Магнитогорске она усыновила 16-тимесячного малыша-татарина. Его теперь зовут Алекс, ему уже 8 лет. Алекс ходит школу, здоровье у него отличное, как и все остальное. Его приемные мама и отец хотят, чтобы Алекс больше знал о татарской нации, культуре, истории.

Как же американцы усыновляют маленьких татар, башкир и чувашей? На этот вопрос нам ответила женщина по имени Джоанна. Вот отрывок из ее письма:

"У меня с мужем Чарли есть пятилетний сын Артур, по национальности татарин. Он родился в Казани, в августе 1999 года мы привезли его в Америку. Ему было 17 месяцев, и он весил 6,5 килограммов (!). Сейчас он весит 18 килограммов и его рост - 99 сантиметров. Вначале Артур долго не разговаривал, а сейчас он очень быстро разговаривает и его словарный запас так богат, что мы порой просто удивляемся. Артур для своего возраста очень умный и послушный мальчик, у него очень хороший и покладистый характер. Одно только нехорошо - он иногда поколачивает своего сводного брата, Сергея, русского по национальности. Сергея мы взяли из Новокузнецка в 2001 году. Он младше Артура на 10 месяцев и уступает ему по росту.

В Казани, откуда мы брали Артура, суд долго решал, отдавать или не отдавать нам его. Глядя на фото, судьи размышляли - татарин он или русский. Потом черноволосого и черноглазого мальчишку на фото признали татарином. А уже когда увидели в документах, что родители Артура - татары, споры прекратились. Тогда я не знала, в чем разница, мне было все равно: татарин он или русский, но сейчас я могу с уверенностью сказать - еще одного ребенка-татарина я взяла бы не раздумывая ни секунды.

...Артура мы взяли в казанском детском доме №2. Работающие там люди очень приятные, но для того, чтобы растить детей, для сохранения их здоровья, у них почти ничего нет. Например, у них очень мало приспособлений для того, чтобы научить детей ходить, для других физических занятий.

Артур был очень болезненным и слабым малышом. Когда я его увидела, я очень испугалась: он даже ходить не умел, голос был очень слабый, почти неслышный. Его первый плач я услышала только в Америке.

В казанском детском доме №2 детям не хватало ни нужных лекарств, ни витаминов; уколы им делали шприцами и иглами, которые просто кипятили в воде, так как одноразовых шприцов у них не было. Когда мы приехали в Америку, доктора сказали нам: "Ребенок здоров, просто ему постоянно не хватало еды, он жил голодным". Я этого никогда не забуду!

Как бы то ни было, этот вечно голодавший ребенок улыбнулся мне, в его глазах было что-то такое, что я сразу же полюбила этого ребенка. Сергея я тоже люблю, но Артур - это мое сердце.

В Новокузнецке детский дом намного лучше и богаче, чем в Казани. Когда я брала Сергея, я это увидела. Поэтому то место, где Артур жил до меня, кажется еще более убогим.

В Казани дела об усыновлении детей решали двое судей - мужчина и женщина. Нам повезло: нашим судьей была женщина. Она, будучи женщиной, понимала меня и поэтому не задерживала нас долго. А вот приехавшей с нами еще одной американской семье не повезло, у них судьей был мужчина. В конце концов, он разрешил им забрать ребенка, но он так долго и чуть ли не по-садистски вел их дело, что они уже и не надеялись".

В этих американских семьях за несколько лет из маленьких татар, башкир, чувашей вырастут новые американцы. Даже если они и будут американцами, благодаря стараниям их новых мам и пап, они никогда не забудут свои корни.


© «ТАТАРСКАЯ ГАЗЕТА»
E-mail: irek@moris.ru