«ТАТАРСКАЯ ГАЗЕТА»

№1-2, 10.02.2000


ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

1. Почему до сих пор нет подписки на "Татарскую газету"?

2. Почему в прошлом году так нерегулярно и редко выходила наша газета?

Эти вопросы задают многие. Попробую ответить.

Почему же я, как редактор, не организую подписку?

Потому, что нельзя подводить людей. Подписать - означает собрать с людей деньги. Хорошо, соберем деньги, но где гарантия, что газета будет выходить регулярно? А сейчас никто не может выставлять претензии, если газета не выходит регулярно - ведь она бесплатная.

Если бы я в 1998-99 годах собирал деньги, как сейчас смотрел бы в глаза своим подписчикам? Они бы сказали - деньги собрал, а газету не делает, присвоил наши деньги! Злые языки страшнее пистолета! Зачем мне это?

Почему газета выходит так редко и нерегулярно?

Да, в 1998 году вышло 13 номеров. Я подсчитал, что у меня в том году газетная производительность в расчете на одного журналиста была выше средней в 4 раза. Да, я работал день и ночь, как машина. Но в прошлом, 1999 году я смог выпустить всего лишь 4 номера. Хотя работаю не меньше. В чем же дело?

Материалов для газеты хоть отбавляй. Когда мы начинали, один из саранских журналистов сказал приблизительно так: "Ну вот выскажете свои проблемы, что дальше? Что печатать будете? Ведь сказать будет нечего!"

Оказалось, чем дальше в лес, тем больше дров. Редакция завалена татарскими стихами, бейитами. Стопы тетрадей.

Вот несколько факторов, препятствовавших в прошлом году выходу газеты хотя бы раз в месяц.

1. В начале прошлого года проводилась большая работа по перерегистрации нашего общества «Якташлар», по приведению его документации (очень запущенной!) в порядок. Был принят на работу бухгалтер, установлены мне и бухгалтеру небольшие оклады.

По требованию законов пришлось учредить районные отделения «Якташлар» и изменить полное название. Это потребовало больших затрат времени и труда. Хотя у меня были помощники - бухгалтер Лариса Салямова, водитель Юнир, ответственный секретарь Анвер Надиев, все же львиную долю работы пришлось сделать мне. Все это означало, что на газету оставалось все меньше времени и сил.

2. Подключение к Интернету в марте 1999 г. Работа в Интернете требует много времени, труда и денег. Если бы не Шамиль Закариевич Бикмаев, то мы до сих пор не имели бы этого современного средства доставки и получения информации. Часть материалов, добытых из Интернета, используется в нашей газете. В этом номере таких материалов большинство.

Здесь мы добились несомненного достижения - наша газета оказалась первой (!) в мире из татарских газет, выставившей свою электронную версию в Интернете. Нам в этом помог молодой финский ученый Эса Анттикоски, безвозмедно делающий всю работу по строительству сайта.

Сейчас нашу электронную газету, кроме России, читают еще в 25 странах. Это Австралия, Австрия, Англия, Бельгия, Болгария, Германия, Израиль, Италия, Канада, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Саудовская Аравия, США, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Эстония, Южная Корея, Япония.

От Интернета есть и экономический эффект - иностранные татары спасли нашу газету в период кризиса - полного отсутствия поступления денег в сентябре - ноябре, перечислив деньги, пусть и небольшие, в качестве материальной помощи.

3. Работа над родословными - я начал работать над своей диссертацией о татарах, выходцах из аристократии Темниковского княжества и по их миграции из Мордовии. Это увлекательное занятие, но требующее больших затрат времени.

4. Отказы компьютера. Очень серьезная авария была весной прошлого года. Спасибо Юниру Бикмаеву - он смог решить эту дорогостоящую проблему. Вот и этот номер должен был выйти в январе, но два довольно серьезных отказа стареющей техники сильно затормозили работу.

5. Но самый главный тормоз, как экономический, так и психологический - это происки врагов.

Прежде всего это перекрытие доступа к республиканскому бюджету. Это им удалось.

Если бы были стабильные бюджетные деньги, тогда были бы штатные работники, рабочий коллектив, регулярный еженедельный выход газеты. А это не в интересах врагов и недоброжелателей татар Мордовии.

Большой резонанс был на разоблачительный материал о работах профессора Мокшина, являющихся ярким примером оболгания истории и культуры татар («ТГ», №12, 1998). Подавляющее большинство тех представителей саранской интеллигенции, кого я знаю, благодарили меня за эту статью. Ко мне подходили даже незнакомые люди и тоже говорили спасибо. Но нашлись большие начальники, вполне уважаемые люди, которые настаивали на немедленном извинении через газету перед татароненавистником с ученой степенью.

Что касается татароненавистников, у них это заложено если не в крови, то соответствующим воспитанием. Это враги «Татарской газеты» уже по определению, так сказать, по большому счету. Они ненавидят все татарское, в том числе и газету. Просто потому, что она татарская. Враги - это враги. Для них противодействовать нам, как можно больше унижать татар - это нормально, это в крови и плоти. Циничное, наглое попрание прав татар Мордовии вошло в привычку, стало естественным поведением.

Но есть наши враги и по малому счету, среди самих же татар. Как это ни парадоксально, основными агитаторами против нашей газеты оказались некоторые лямбирцы. Это те, кого наша газета так или иначе задевала, начиная еще с третьего номера в 1997 году.

К сожалению, и наши коллеги из лямбирской газеты "Призыв" также оказались заинтересованными, чтобы не было регулярного, еженедельного выпуска "Татарской газеты" - конкуренция, страх потерять часть своих подписчиков. Не зря же еще в марте 1999 г. журналист "Призыва" Марина Арбузова, с которой ранее я поддерживал добрые отношения, допустила резкий и немотивированный выпад против нашей газеты.

Еще один важный момент - судебное преследование газеты, предъявление иска в 50 тысяч рублей некоей группой «Визит» из Б.-Елховки. Эта вакханалия продолжается с 4 февраля 1999 года. Следующее судебное заседание состоится 16 февраля. В этом процессе основные свидетели против меня - работники Лямбирской администрации - Шамиль Курмакаев, начальник управления культуры, и Светлана Жамлиханова, методист того же управления. Последняя ничтоже сумняшеся заявила на суде, что один из свидетелей в мою пользу, председатель жюри того конкурса, где выступал «Визит», известный композитор Георгий Иванович Сураев-Королев, врет. Я был поражен - это надо же настолько ненавидеть нашу газету, чтобы обвинять такого авторитета, как Сураев-Королев, в лжи!

Нашу газету ненавидят? Значит, наша газета достигает своих целей! Значит, ее надо продолжать выпускать!


© «ТАТАРСКАЯ ГАЗЕТА»
E-mail: irek@moris.ru