«ТАТАРСКАЯ ГАЗЕТА»

№3-4, 18.04.2000


РОДНЫЕ И РОДНОЙ ЯЗЫК

Туганнар hэм туган телебез

Азат Бадретдинов самым первым из иностранных татар оказал нашей газете материальную помощь. В самый трудный момент, осенью 1999 г., когда казалось, что все...

Азат - один из самых активных защитников ислама в ТМГ (татарской дискуссионной группе). В Интернете у него есть своя собственная дискуссионная группа - Идель-Урал.

Когда наша "Татарская газета" учредила первую интернетовскую конференцию на русском языке по татарским вопросам, Азат одним из первых выступил в ней. Сегодня мы предлагаем суду читателей это выступление, а также интервью Азата Бадретдинова.

В последующих номерах мы постараемся дать некоторые выдержки из дискуссии в этой конференции, в том числе и с сообщениями Азата.

Азат БАДРЕТДИНОВ, США

Исэнмесез, кардэшлер!

Бу Интернет битегез бик якшы итэп чыкты - дизайныгыз дэ эйбэт, катнашучыларыгыз да акыллы.

...Я считаю, что очень важно дать возможность высказаться всем людям, считающим себя татарами, на любом языке - татарском, русском, английском, турецком, финском, китайском, польском, румынском...

Очень важно не оттолкнуть тех татар, кто забыл или вообще не имел возможности знать татарский язык, от общества соплеменников.

Именно по этой причине я против того, чтобы русскоязычные татары выделялись в особую группу, и я бы хотел призвать татар, хорошо знающих татарский язык, не допускать высокомерия по отношению к своим русскоязычным соплеменникам.

С другой стороны, татарский язык является очень важной частью татарского самосознания. Значительная часть мыслительной деятельности человека основана на операциях с абстрактными терминами языка - то есть, люди не только говорят, но и думают на языке. Язык включает в себя форму и алгоритмы оперирования мыслями, он также придает течению мыслей то или иное эмоциональное русло, неизбежно влияя на их содержание.

В условиях растущей глобализации и интеграции неизбежно происходит монополизация средств человеческого общения - от операционных систем до научной терминологии. В международном деловом общении таким стандартом стал английский язык. При этом, выполняя функцию средства международного делового общения, английский язык неизбежно диффундирует и в смежные сферы - например, массовую культуру и разговорный язык.

В таких условиях националистически настроенная интеллигенция многих стран неизбежно приходит к выводу, что сохранение национальных языков невозможно поддержать, так сказать, "рыночными" методами - необходимы целенаправленные государственные программы, институционально ограничивающие экспансию международного языка во внутреннюю жизнь данной нации, подобно тому как в экономике государственное вмешательство устраняет чрезмерную монополизацию.

Совершенно ясно, что и в Татарстане необходимы государственные программы поддержки татарского языка. Необходимо "натянуть" пространство постоянно меняющегося языкового поля - новые понятия, явления на "вектора" основных, ключевых понятий, уже существующих в языке.

Такой гигантский труд был проделан, в частности, еврейской интеллигенцией в отношении иврита. Язык, 2000 лет существовавший только как язык богослужения, был расширен и развит в рекордно короткие сроки до уровня всеохватной применимости.

Конечно, для этого требуются огромные деньги. В сущности, КАЖДЫЙ житель Татарстана должен будет фактически заново или наполовину пересмотреть свой словарный запас татарского. Это потребует гигантского количества учителей языка, тесного сотрудничества ученых-филологов и специалистов в остальных областях человеческой жизнедеятельности - от слесарей до композиторов, от программистов до военных.

Эти планы пока звучат фантастично. Но для их выполнения нужно в сущности одно - воля народа, чувство национального достоинства и целеустремленность. Необходима татарская националистическая пропаганда, всячески укрепляющая эти чувства и качества в каждом татарине. Каждое историческое событие, в котором татары принимали хоть какое-нибудь участие, должно интепретироваться именно с этой точки зрения - насколько важно было это событие для истории Татарстана, для истории татар. Каждый выдающийся человек - будь он хоть трижды манкурт, должен получить всетатарскую известность, если в нем была или есть хоть капля татарского - известность, как татарина, и как профессионала.

В каком-то смысле это означает воспитание в каждом татарине чувства национальной исключительности, появления такой составляющей в самоуважении, которая определяется только принадлежностью к татарской нации. Это ни в коем случае не должно выражаться в стремлении доминирования или, алла сакласын, шовинизма. Любая попытка осмысления национальной исключительности в сравнительных терминах неизбежно приведет не только к шовинизму, но и к деградации личности, которая, как наркоман, будет нуждаться в унижении инородцев для собственного самоутверждения. Это должно быть ясно как дважды два.

Тем не менее чувство национальной исключительности должно стать органичной частью интегрального осознания личностью своей исключительности. Именно интегральность и многосторонность личности человека способна предовратить скатывание к животному шовинизму.

Каждый человек - уникален. Так пусть же принадлежность к нашей великой, многострадальной, упорной и целеустремленной нации станет неотъемлимой частью, характеристикой этой уникальности. Пусть воспитание татарина станет одной из самых существенных частей процесса формирования личности татарского ребенка.

Сэлэмлер,

Азат Бадретдинов. 23.02.2000


© «ТАТАРСКАЯ ГАЗЕТА»
E-mail: irek@moris.ru