«ТАТАРСКАЯ ГАЗЕТА»

№2, 14.12.2004


ИНОСТРАННОЕ УСЫНОВЛЕНИЕ ИЗ РОССИИ: МИФЫ, ЦИТАТЫ, ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Ирек и Джамиля БИККИНИНЫ

Пять лет назад известный немецкий тележурналист Гюнтер Яух и его супруга Теа удивили общественность Германии тем, что приняли в свою семью девочку Катю из России. К тому времени у них было двое собственных детей. Супруга Гюнтера Яуха, будучи в гостях у своей подруги в Тюмени, посетила детский дом, где увидела шестимесячную Катю, которая оказалась там после смерти матери. Ее отец был таджиком, мама татаркой. Малышка так понравилась супругам Яух, что они без колебаний удочерили ее.

Совсем недавно, в августе, теперь уже и канцлер ФРГ Герхард Шредер взял в свою семью девочку Викторию из России.

Даже среди зарубежных астронавтов есть приемные родители российских детей. Например, французский астронавт Жан-Лу Кретьен увез из России девочку, а американский астронавт Томас Стаффорд взял сразу двух российских мальчиков - 12-летнего Мишу и 9-летнего Стаса.

По итогам 2003 г. из 6926 детей, взятых из российских детдомов, 71% стали гражданами США, 12 - выехали в Испанию, по 2 процента - в Италию и Канаду, 8% - в другие развитые страны (Германию, Бельгию, Францию и т.д.)

Зачем же иностранцы берут наших детей? Да еще часто больных или даже инвалидов.

"Комсомольская правда" посвятила этой теме целую серию публикаций (29 июля, 12 и 26 августа, 21 октября 2004 г.). Эти материалы весьма объективны, а цифры точные. Казалось бы, все ясно и понятно. Но в последнее время зачастили публикации и другого характера, эксплуатирующие лжепатриотические стенания на темы "Иностранцы лишают Россию генофонда!" (мол, будущих Ломоносовых на сторону отдаем), "Наших детей вывозят для медицинских экспериментов" и т.д. Такие попытки нагнетания ксенофобской истерии предпринимались некоторыми участниками передач "К барьеру" (НТВ, 18 ноября), "Основной инстинкт" (Первый канал, 19 ноября), "Момент истины" (ТВЦ, 12 декабря). К этому хору присоединились и региональные СМИ, в т.ч. и газета "Мордовия сегодня" (23 ноября). Если передачи НТВ и Первый канал, несмотря на усилия нагнетателей антиамериканских страстей, получились все же сбалансированными, то "Момент истины" Андрея Караулова и материал газеты "Мордовия сегодня" стали явной чернухой.

Каких детей хотят усыновлять?

Приемным родителям любой национальности хочется, чтобы ребенок был похож хотя бы на одного из супругов. Чтобы ребенок был не старше полутора, максимум трех лет. Чтобы он был абсолютно здоров. Или хотя бы у него было как можно меньше болезней и дефектов, чтобы не нужно было тратиться на лечение.

Расовые и национальные предрассудки

У российских приемных родителей очень сильны расовые и национальные предрассудки. Они не возьмут ребенка с хотя бы слегка смуглой кожей или даже с "неправильной" национальностью биологических родителей. Белые американцы запросто могут взять не только русских, но и мордовских, татарских, цыганских, таджикских детей, так называемых "детей стройки", "детей рынка", которых немало в детдомах, но которых россияне не берут.

РАЗВЕНЧАНИЕ МИФОВ

Миф 1: "Иностранное усыновление унижает Россию, великую державу".

Лидия Михеева, секундант Екатерины Лаховой, депутата Госдумы, в передаче "К барьеру", заявила: "...суверенитету нашей страны наносится урон. А наша страна, как и страны третьего мира, стала донором, между тем здесь, на нашей земле, далеко не исчерпан ресурс любви, заботы о детях". Да, можно воспринимать иностранное усыновление по принципу "За державу обидно", так как всем становится ясно, что творится в России с нашими детьми-сиротами, в каких условиях они живут, какое безрадостное будущее ждет их в своей стране. Можно замалчивать проблему наличия в нашей стране 780 тысяч детей, подлежащих усыновлению. Но будет страшным грехом, если мы позволим хотя бы одной сироте не воспользоваться шансом на сытое, здоровое, обеспеченное будущее на Западе.

Миф 2: "Наши русские дети в Америке (Испании, Италии и т.д.) будут полностью оторваны от своих корней. Где родился, там сгодился".

Светлана Горячева (передача "Основной инстинкт"): "...Мы лишаем его Родины..." Да, это будут другие люди. Но американские семьи стараются познакомить своих приемных детей с историей, традициями, культурой того народа, откуда они происходят. Разве в российском детдоме сирот из нерусских народов кто-нибудь знакомит с языком, историей и культурой их народов? Нет, конечно. Кому будет хуже, если ребенок будет счастлив и обеспечен в США, вместо того, чтобы после российского детдома попасть в российскую же колонию для несовершеннолетних? Какая разница, на каком языке ребенок говорит слово "мама"? Главное, чтобы было кому сказать. Если в родной стране нет желающих усыновить ребенка, почему он из-за этого должен страдать? Лучше отдать его иностранцам. Известно, что многие малолетние преступники и начинающие бомжи - в основном дети из неблагополучных семей или воспитанники детдомов. Тяжело детдомовцу, у которого нет семьи, вырасти полноценным и успешным в жизни человеком.

Миф 3: "Иностранцы генофонда лишают!"

Дескать, отдаем будущих Пушкиных и Менделеевых. Вполне может быть, среди усыновленных иностранцами детей есть и потенциальные гении. Но как это узнать? Большинство вывозимых детей либо инвалиды, либо с серьезными нарушениями здоровья или с трудноизлечимыми болезнями. Иностранцам разрешается усыновлять только тех детей, которых не пожелали взять российские семьи. Кроме того, за рубеж вывозят менее одного процента от общего количества российских детей, подлежащих усыновлению. То есть подавляющее большинство потенциальных гениев из российских детей-сирот все равно останутся в России.

Миф 4: "Иностранцам на усыновление дают только инвалидов."

Неверно. Те дети, которые в течение определенного законом периода находились в федеральном банке данных и ими не заинтересовались российские усыновители, могут быть предложены к иностранному усыновлению. Среди них бывают и здоровые дети, и дети с различными болезнями, а не только инвалиды. В 2003 г. в России усыновлено 209 детей-инвалидов, из них 196, т.е. 94%, усыновлено иностранцами, российские семьи приняли только 13. Удивительно не то, что россияне взяли так мало инвалидов, а то, что вообще взяли. Американцы не боятся брать инвалидов, так как в США отношение к инвалидам совершенно иное, чем у нас в России. Конечно, им тоже хочется, чтобы их дети были здоровы. Но американцы не боятся брать запущенных детей, с серьезными болезнями, ведь медицина в США может очень много. Наши таких практически не берут - зачем тратиться на лечение, когда можно взять почти полностью здорового. Перспективы жизни серьезно больных детей в России весьма печальны - дома престарелых и инвалидов.

Миф 5: "Наших детей вывозят, чтобы забрать их внутренние органы для пересадки иностранцам и для проведения медицинских экспериментов".

В передаче "Момент истины" (12 декабря) ведущий Андрей Караулов заявил скорбным, трагическим голосом: "Зачем младенцы вывозятся за границу, никто, естественно, сказать не может. Это контрабанда, никто... Но для медицинских ли, преступных медицинских целей, ведь никто не знает. По большому счету никто не знает, что именно, какие опыты предшествовали появлению стволовых клеток, например". "Злонамеренным" европейским и американским медикам было бы гораздо дешевле и безопаснее добывать человеческий материал там же, в США и в Европе, благо преступников хватает и там, и бомжей тоже много. Если своих бомжей жалко, то можно очень дешево привозить людей, включая и детей, из стран третьего мира.

Миф 6: "Вывозят, чтобы убивать".

Екатерина Лахова о вывезенных в США детях: "...за небольшой промежуток времени, по официальным данным, было убито шесть детей". Она же: "Мы не знаем, обрели ли семью...". Владимир Соловьев спрашивает: "Ну усыновили они ребенка, они что, из него суп варят? Они что, используют его как дешевую рабочую силу? То есть, они этого ребенка привозят в семью делать ему за безумные деньги протезы..." Екатерина Лахова прерывает: "Володя, я не знаю, привозят ли они его в семью. Вы понимаете, можно фильм снять, можно показать". Соловьев: "А на самом деле?" Лахова: "Убили шесть детей!!! Я вам хочу сказать, это факт". С начала 1990-х годов американцы вывезли из России более 45 тысяч детей. За это время в результате травм, полученных при избиениях, а также несчастных случаях, погибли 6 мальчиков от полутора до семи лет (1997, двухлетний мальчик; 2000, 7 лет; 2001, 1,5 года; 2002, 2 лет и 5 лет; 2003, 5 лет). Конечно, российских детей не убивали специально, это было бы верхом глупости - заплатить десятки тысяч долларов, потратить кучу времени и нервов на усыновление и потом просто взять и убить этого усыновленного с таким трудом ребенка. Наибольший резонанс в американских и российских СМИ получила смерть семилетнего Виктора Тулимова в октябре 2000 года. Виктора вместе с еще двумя его братьями, детьми российских алкоголиков из Сибири, привезли в Америку в 1999 году. Но этот несчастный, больной ребенок так и не успел привыкнуть к жесткой дисциплине католической семьи Бренды и Роберта Мэтью. Он умер от остановки сердца, когда строгие родители в очередной раз посадили его в холодный подвал. Через 1 час 20 минут после остановки сердца реаниматологи запустили его вновь, но он так и умер через два дня, не приходя в сознание. Четыре года длился судебный процесс, приемным родителям Виктора дали по 10 лет тюрьмы. Причем не за убийство, так как они не убивали, а за жестокое обращение с ребенком. В России за убийство ребенка родителям обычно дают условные сроки. А за жестокое обращение с детьми можно было бы посадить очень много россиян: только в 2003 г. 54 тысячи семей наказаны административно за жестокое обращение с детьми; 50 тысяч детей убежало из дома; родители 32 тысяч детей лишены родительских прав. В России в год погибают около 2 тысяч беспризорников.

Миф 7: "Эти агентства по усыновлению не нужны, пусть иностранцы усыновляют сами, как и россияне".

Законодательство РФ предусматривает, что иностранное усыновление должно идти через аккредитованные агентства. Независимое усыновление практически невозможно, так как, помимо того, что иностранцу нужно собрать бумаг и пройти проверок намного больше, чем россиянину, есть еще проблема языка и больших расстояний.

Миф 8: "Вывоз детей из России - прибыльный бизнес. Иностранцы покупают наших детей как товар".

Андрей Караулов: "...об этой контрабанде говорит председатель комитета по социальной политике Совета Федерации... Валентина Петренко назовет те регионы РФ, 20 тысяч долларов, от 20 тысяч и выше стоит младенец, те регионы, где и родился в России этот бизнес... Это до какой же степени, согласитесь со мной, до какой же степени надо быть уверенным в собственной безнаказанности, чтобы также открыто, как через Интернет сегодня, например, можно купить, скажем, зверей, большей частью контрабандных, разумеется, если мы говорим о заморских зверях, крокодилах, например, чтобы иркутские граждане, точно так же, через Интернет, то есть совершенно открыто, торговали бы детьми, прежде всего, младенцами. Это значит, вывод простой - черный рынок младенцев - это не только контрабанда в Европу, он прежде всего возник в самой Российской Федерации." В российских СМИ ходят цифры, что российских детей продают за рубеж по цене от 20 тысяч до 50, 80 и даже 90 тысяч долларов. Это в корне неверно, так как усыновление в РФ, как для россиян, так и для иностранцев, бесплатное. Екатерина Лахова, депутат Госдумы, заявила в передаче "К барьеру": "В Рязанской области главный врач Дома ребенка, три медицинских сестры, водитель привлечены к уголовной ответственности. 77 ребенка, извините, продали, потому что за каждым ребенком стоят практически громадные суммы". Она же: "Почему мы должны верить всем агентствам, которые сегодня присылают нам отчеты в Министерство образования, как хорошо в семье. Этих детей, которых шесть убили, или двенадцать убили, о них тоже написали, что им хорошо в семье, что там нет конфликтов и т.д. Почему мы должны верить отчетам, агентствам, которые, извините, по неофициальным данным, имеется около пятидесяти миллионов прибыли в год от тех детей, которые поступают из России? Как мы можем этому верить? Дети наши российские поступают в Америку и прибыль, по неофициальным данным, сегодня идет о том, что пятьдесят где-то миллионов долларов имеют в год они только за счет усыновления". Да, любят у нас считать деньги в чужом кармане. Но все дело в том, что всякий труд должен быть оплачен. У агентств по усыновлению очень много расходов. Это и аренда помещений, коммунальные расходы, канцтовары, оргтехника, оплата труда специалистов, переводы документов, оплата поездок и другие расходы. Если персонал какой-либо организации получает высокие зарплаты и гонорары, это не обязательно означает, что это бизнес. Такие агентства имеют статус некоммерческих, и там по закону прибыли не может быть. Да, многие американские усыновители тоже считают, что агентства берут слишком много, от 25 до 30 тысяч долларов.

Миф 9: "Наши дети не могут адаптироваться в Америке".

Действительно, проблема другого языка, другой культуры, другого менталитета остро стоит перед ребенком. Чем старше ребенок, тем ему труднее. Но любому ребенку гораздо легче адаптироваться в иной среде, чем взрослому. Чем младше ребенок, тем легче он вырастает человеком другой культуры, чем его биологические родители.

Миф 10: "Иностранцам легче усыновить ребенка, чем россиянам".

Это не так. Например, американцам намного труднее усыновить российского ребенка, чем россиянам. Им приходится пройти жесткую систему проверки - личная жизнь, друзья, дом, работа, состояние финансов, даже здоровье домашних животных. Одних только документов нужно собрать около 30-40, заверить их у нотариуса, в службе иммиграции и натурализации, в местной администрации и в правительстве штата, а затем в посольстве США в России. На это уходит очень много времени и денег. В этом усыновителям активно помогает соответствующее агентство, куда они обращаются. Агенство проверяет все досье на усыновителей и отправляет его в свой офис в России. Там это досье регистрируется в Министерстве образования. Желающим усыновить ребенка приходится приезжать в Россию как минимум два раза. В первый приезд может приехать только один супруг. Усыновители встречаются и общаются с ребенком, которого для него подбирает местный отдел образования. В местный суд подается заявление с просьбой об усыновлении данного ребенка, передаются все требующиеся документы. Затем американцы уезжают к себе на родину и продолжают там оформление бумаг по усыновлению иностранного ребенка. Через 2-3 месяца, когда назначается суд, должны приехать уже оба супруга. При положительном решении суда ребенку дается новое имя, фамилия, меняется место рождения. По прибытии в Москву ребенка осматривает врач с дипломом американского медицинского вуза, который выдает соответствующую справку о наличии тех или иных диагнозов. В американском посольстве оформляется въезд ребенка, который при пересечении границы уже становится гражданином США. После въезда ребенка в США социальные работники регулярно посещают семью и проверяют условия жизни ребенка, процесс его развития и состояние здоровья. В соответствии с российским законодательством, агентство, которое работало по данному усыновлению, обязано сделать четыре проверки состояния процесса адаптации ребенка - через шесть месяцев после суда, через год, через два года и через три года.

Миф 11: "За рубеж детей забирают больше, чем в российские семьи".

Газета "Мордовия-сегодня" заявляет: "Усыновление детей-сирот... иностранцами... в прошлом году впервые превысило российское". Это неверно. В 2003 г. россияне усыновили 7175 детей, иностранцы - 6926. За рубеж можно отдавать только в полное усыновление. А внутри России по разным формам приема детей в семьи только в 2003 г. было принято 90 тысяч детей, то есть более чем в 10 раз больше, чем за рубеж. В 22 регионах России в течение восьми лет идет эксперимент по развитию патронатного воспитания. Приемные родители могут взять ребенка из приюта или детдома, но не усыновляют его, а просто подписывают с органами опеки договор, в котором обязуются заботиться о приемыше. Договор заключается на определенный срок и может быть расторгнут, если родители не справляются со своими обязанностями. Приемные родители, забирая к себе детдомовца, как бы устраиваются на работу: им идет трудовой стаж в трудовую книжку, они получают зарплату - 1500 рублей в месяц - и пособие на ребенка - 1300 рублей в месяц.

Миф 12: "Агентства по усыновлению нарушают законы РФ".

Екатерина Лахова: "...агентства, которые напористо начали работать, причем нарушая и попирая полностью наше федеральное законодательство...". Она же, обращаясь к руководителю одного такого агентства Наталье Шагинян: "Вы полностью нарушали закон, который существует на территории Российской Федерации". Да, есть и такие агентства, действительно нарушающие. Но... Это фиктивные агентства, которые организуются с целью получения наживы. Самое громкое такое дело проходило в Волгограде: гражданка Италии российского происхождения Надежда Фратти вывезла 600 детей с нарушением закона. Группа волгоградских специалистов не вносила некоторых здоровых детей в федеральный банк данных, чтобы они не попали в российское усыновление. Таких детей отправляли в Италию. (Правда, очень многие дети не попадают в банк данных и просто по халатности персонала). Работа под прикрытием фиктивного агентства позволяла экономить деньги усыновителей, которые ни о чем не догадывались и платили сеньоре Фратти, как в обычное аккредитованное агентство. В менее скромных размерах такие же дела были выявлены в Рязани (77 детей) и на Алтае (45 вывезенных детей). В то же время многие десятки аккредитованных международных агентств по усыновлению честно работают в рамках законов РФ.

Миф 13: "Россияне мало усыновляют из-за слишком высоких требований к жилищным условиям и доходам".

На вопрос "Готовы ли Вы сами усыновить ребенка?", Е. Лахова ответила: "Я не готова", В. Соловьев сказал: "У меня пятеро детей. Я не готов усыновить, не потому, что не могу прокормить, потому что я понимаю, что я буду находиться в постоянном окружении ненависти. На меня будут смотреть как на идиота, со мной будут говорить, как со странным человеком, все будут цокать языками".

Федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей: Москва, ул. Тверская, 11. Телефоны: 2291983, 2299161.

Читайте в следующем номере подлинную историю американской мамы двух российских девочек: чувашской и русско-татарской.


© «ТАТАРСКАЯ ГАЗЕТА»
E-mail: irek@moris.ru