«ТАТАРСКАЯ ГАЗЕТА»

ВЕБ-ЭКСКЛЮЗИВ


ПЕРЕВОД ТАТАРСКОГО ШРИФТА НА ЛАТИНСКУЮ ГРАФИКУ И ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ЭТИМ ПРОЦЕССОМ

Фарит УРАЗАЕВ

Постановка данного вопроса имеет практически 100-летнюю историю. В начале века татарская интеллигенция (джадидисты), осознав необходимость интеграции в европейскую культуру, выдвинула идею перевода татарского шрифта на латинскую графику. Передовые мыслители татарского народа того времени, преодолев некоторые сомнения в своей среде, сделали решительный шаг вперед. Если учесть, что арабская письменность, пришедшая вместе с исламом, имела 1000-летнюю историю, то это был героический шаг татарской интеллигенции начала ХХ века. Татары в этом вопросе были пионерами во всем тюркском мире. С 1927 по 1937 гг. татарская письменность пользовалась латинской графикой и довольно-таки успешно!

Однако процессы, возникшие в 30-х годах, кардинально изменили внутриполитическую ситуацию в стране и, особенно, в отношении к национальным меньшинствам. В результате татарская письменность под давлением центральных властей за очень короткий промежуток времени была переведена с латиницы на кириллицу (хотя грузины и армяне сохранили свою графику). Многие представители татарской интеллигенции были репрессированы, а часть эмигрировала за рубеж. Однако сама идея перехода на латинскую графику не исчерпала себя полностью и была реализована представителями татарской эмиграции в Турции в отношении турецкого языка (советником Президента Турции Ю. Акчурой). На сегодняшний день основная часть тюркских народов СНГ (Азербайджан, Казахстан, Узбекистан и др.) уже перешли на латинскую графику и эта идея, возникшая в начале прошлого века, вступила в тюркском мире в свою завершающую фазу. На сегодняшний день из 7 миллионного татарского народа 2 миллиона татар, проживающих в странах СНГ и дальнего зарубежья, уже перешли и пользуются латинской графикой. Практика показывает, что идея перехода татарского шрифта на латинскую графику, возникшая в начале прошлого века, полностью оправдывает себя, ибо 80% населения мира на сегодняшний день пользуются латинской графикой. Ориентация тюркского мира на информационное поле мирового сообщества, пользующегося латинской графикой, на сегодняшний день есть де-факто. Ее необходимость была продиктована самой жизнью, и татары стали первопроходцами в ее разработке. На сегодняшний день переход татарского алфавита на латинскую графику стратегически решенный вопрос, ибо непереход на латинский шрифт приведет татар и башкир к выпадению из тюркского мировоззрения. Как мы знаем, в истории татар и башкир такого еще не было.

Принятый Госсоветом РТ Закон «О восстановлении татарской письменности на основе латинской графики» со стороны татарской интеллигенции воспринимается как необходимая часть права татарского народа на самоопределение, признанного нормами международного права. Основанием для этого стало решение II съезда Всемирного конгресса татар, проходившего в 1997 г. Сам Закон определил поэтапный, 10 летний переход на латинскую графику. На протяжении 2 лет, прошедших после принятия Закона, в 70 школах республики был проведен эксперимент по внедрению латинской графики и были подготовлены необходимые кадры. Было принято решение с 1 сентября 2001 г. перевести учащихся первых классов РТ на латинскую графику. В регионах РФ планировалось провести эту практику поэтапно, исходя из подготовленности самих татарских общин. На сегодняшний день в регионах только около 7% детей татар изучает родной язык. Получается, что около 93% татарских детей вообще не обучаются на родном языке, и это есть основная проблема в образовательной системе РФ. Однако, когда дело коснулось перехода на латинскую графику, то федеральные СМИ дружно стали муссировать нецелесообразность подобного шага, а не проблему отсутствия татарских школ в регионах РФ. С этого момента проблема, являющаяся внутренним делом татарского народа и имеющая культурологический характер, была внесена на рассмотрение сессии Государственной Думы РФ и обозначена как процесс, угрожающий целостности Российской Федерации. Проблема культурологического характера перестала быть таковой и была перенесена в политическую плоскость. Однако такая постановка вопроса противоречит самой Конституции РФ, международным правовым нормам и не дает им права легитимного рассмотрения данной проблемы. Поэтому федеральным «центром» в местах компактного проживания татар была предпринята попытка организовать письма, «осуждающие» действия властных структур РТ и обвиняющие их в расколе единого татарского народа, для чего был использован административный ресурс регионов. Однако эти попытки были опровергнуты татарской общественностью самих регионов и в своей основе они расценены как вмешательство во внутренние дела татарского народа. Об этом было доведено до мирового сообщества. После этого бюро Исполкома ВКТ на совместном заседании с Комитетом Госсовета РТ по национальным вопросам при участии руководителей региональных татарских организаций приняло резолюцию, осуждающую вмешательство во внутренние дела татарского народа и предложило сократить 10 летний поэтапный переход на латинскую графику до 5 лет.

Однако в «Российской газете» от 14 сентября 2001 года снова появляется обращение татарской интеллигенции под заголовком «Нам татарам не все равно». Его «подписантами» стали определенная часть татарской интеллигенции, представляющая общину татар г. Москвы (в итоге, в своей основе, сформировавшее в 2001 году общественную организацию татар Некоммерческое партнерство «Ватаным»). Основным аргументом их обращения является озабоченность за судьбу татарского народа, проживающего в регионах России, обеспокоенность остаться безграмотными в результате такого перехода. Но, к сожалению, в основе своей они сегодня и так являются безграмотными татарами, так как ни письменностью, ни языком родным не владеют, хотя и имели такую возможность на основе кириллицы. С другой стороны, на II съезде Всемирного конгресса татар они так же проголосовали за возврат на латинскую графику. Такое состояние «подписантов» ставит их в смешное положение перед лицом татарской общественности. Подобная ситуация только усиливает стремление татарской общественности к переходу на латинскую графику. Прошедший 27 сентября 2001 года в музее им. Г. Тукая «Джиен татарской интеллигенции» - тому яркое подтверждение. В первом пункте принятой резолюции Джиена зафиксировано требование о срочном переводе татарской письменности на латинскую графику, начиная с 2002 учебного года, исключая поэтапный переход. Также татарская интеллигенция и общественные национальные организации требуют от управленческой элиты РТ неукоснительного выполнения принятых законов РТ.

На начальном этапе обсуждения данный вопрос среди ученых татар рассматривался только на культурологическом уровне. Однако, после перенесения этого вопроса на общероссийскую политическую плоскость татарская интеллигенция на данную проблему посмотрела под другим углом измерения. Например, учителя татарского языка и литературы из регионов РФ, проходившие курсы повышения квалификации в г. Казани, единогласно подписались под требованием о немедленном переводе татарской письменности на латинскую графику и объявили свою готовность к работе.

На выездном заседании бюро Исполкома ВКТ и Совета ФНКАТ, проходившего 24 октября 2001 года в Пермской области, вопрос о нецелесообразности возврата на латинскую графику был поднят также некоторыми «представителями» татарской общины. Однако, когда председательствующий взял и поставил данный вопрос на голосование, то почти 250 человек, присутствовавшие в зале, единогласно проголосовали за возврат на латинскую графику. Приведенные выше примеры реально отражают татарскую общественную мысль по данному вопросу в РТ и в регионах РФ.

11 декабря 2002 года Государственной Думой РФ была принята поправка в российский закон о языках, где говорится: «В Российской Федерации алфавиты государственного языка Российской Федерации и государственных языков республик строятся на графической основе кириллицы. Иные графические основы алфавитов государственного языка Российской Федерации и государственных языков республик могут устанавливаться федеральными законами». Такая постановка вопроса противоречила самой Конституции РФ, являлась грубым нарушением права народа на развитие языка и вмешательством в сферу исключительных полномочий Республики Татарстан. Учитывая абсолютное право татарского народа на самостоятельное развитие языка, культуры, традиции и обычаев, предусмотренные международными нормами, Государственный Совет и Верховный суд Республики Татарстан обратились с запросом в Конституционный суд Российской Федерации «О правомерности дополнений к российскому Закону о языках».

5 октября текущего года Конституционный суд Российской Федерации на своем заседании рассмотрел вопрос о реализации конституционного права татарского народа самостоятельно решать, какую графическую основу для родного языка выбирать. По хронологии исторического развития этого процесса на политической сцене должны были появиться и «подписанты» из числа татарской «интеллигенции» и они не заставили себя долго ждать: именно в день рассмотрения данного вопроса в Конституционном суде РФ «Российской газете» под заголовком «Буква и «дух» появилась новая статья. В отличие от «подписантов» первой волны, которые выдвигали мотивы политического характера, новые «подписанты» уже главным аргументом ставили вопросы практического решения данной проблемы. Радетелей татарского народа, оказывается, уже беспокоит вопрос «– кто, когда, каким образом и на какие средства будет переобучать татарскому языку на латинской графике татар, живущих за пределами Республики Татарстан» («Российская газета» 5.10.04г.). Если вспомнить, что только 7% детей татар в регионах РФ изучает родной татарский язык, то ответ становится очевидным. К большому сожалению, приходится констатировать, что практически все «подписанты» - представители пожилого возраста, которые, наверное, и не будут изучать татарскую письменность на основе латинской графике. Скорее всего, они не владеют и информацией о плачевном состоянии татарского языка в образовательной системе РФ в регионах. Тогда возникает уместный вопрос: – Почему же именно в дни политического обострения этого вопроса из татарской среды появляются «радетели» за татарскую нацию? Кто стоит за этим процессом? Кажется, ответ на эти вопросы дает статья О. Голубовской под заголовком «Суд над латиницей» («Российская газета» от 7. 10.04 г.) . В ней, в частности, говорится: «…представителей президента Путина на суде интересовала даже сумма, в которую может вылиться перевод татарского языка с кириллицы на латиницу и каким бременем это ляжет на бюджет Татарстана. Так что Фариду Мухаметшину пришлось просить судью Валерия Зорькина еще раз обратить внимание на главную причину заседания: о полномочиях народа самостоятельно решать вопросы письменной графики, а не о будущих материальных издержках». Созвучность содержания письма «подписантов» с данной постановкой выводит на мысль: «Не является ли данный метод давлением административного ресурса на Конституционный суд РФ?». Также нужно отметить, что организаторы письма были отобраны каждый в отдельности, ибо ни одна татарская общественная организация из регионов РФ не принимала на своем Совете решение против латинской графики. Поспешность «организационных мероприятий», как и в первый раз, приводит потом к тому, что из ряда «подписантов» появляются отказники. И на этот раз, как сообщает газета «Звезда Поволжья» от 21. 10.04 г., «… подписавший обращение против татарской латиницы доктор исторических наук из Саратова Фрид Рашитов заявил, что снимает свою подпись под обращением… Рашитов заявил, что на него активно воздействовал при подписании обращения Халиков, федеральный инспектор в Саратовской области». Также нужно отметить, что главный врач Омской областной больницы Марат Адырбаев, подписавший данное обращение, по своей национальности даже не татарин, а казах, и непонятно, какое имеет отношение к данной проблеме. Воистину «Поспешишь, людей насмешишь!». Еще один примечательный момент по данному вопросу: рассматривая проблемы перехода татарского народа на латинскую графику в Конституционном суде, рассматривалось и частное обращение гражданина Сергея Хапугина. Впервые свои претензии к Министерству образования Татарстана юрист выразил в октябре 2002 года. Он требовал оградить его сына от изучения татарского языка и литературы, считая, «что республиканская норма, представляющая обязательное изучение предмета в тех же объемах, что и русского языка и литературы, нарушает законные права ребенка» («Российская газета» от 6.10.04 г.). Если обратить внимание на то, что данная проблема возникла именно в то время, когда в Государственной Думе начали муссировать проблемы перехода татарского языка на латинскую графику и рассмотрение этих дел 5 октября текущего года в Конституционном суде выделили в одно производство, то многое становится очевидным. Когда члены Конституционного суда России обозначили, что дело склоняется не в пользу «независимого» юриста, он также обратился к членам Конституционного суда с особым отзывом. Он сказал «Прошу суд учесть, что федеральный законодатель нарушил право субъекта федерации выбирать для себя языковую графику, а это - внутреннее дело и право народа». И надо сказать, это заявление вызвало шум в зале заседания.

Возникает уместный вопрос: «Кому нужно это политическое шоу вокруг перехода татарского языка в латинскую графику? Почему этнокультурологические права татарского народа на основе Конституции Российской Федерации ставятся под сомнение? Почему российские государственные институты не выполняют свою Конституцию? Способствует ли лишение народов РФ абсолютных прав формированию гражданского общества в стране?”

Завершая свою статью, не могу не обратить внимание читателей газеты на один принципиальный момент: «Почему общество «Ватаным» не выступил с заявлением против перехода татарской письменности на латинскую графику?». Ибо создание данного общества Александр Перовский в газете «Новые Известия» от 27 февраля текущего года в статье «В языкознании давно познавший толк» охарактеризовал следующим образом: «Возникновение года два тому назад общества «Ватаным» под руководством академика, близкого к Кремлю знаменитого кардиохирурга Р.С. Акчурина, по-видимому, является попыткой создать некий интеллектуальный центр, призванный противостоять достаточно опасному в масштабе России национально-патриотическому радикализму Казани, пытающемуся пересмотреть всю историю России с точки зрения татароцентризма и переоценки всей средневековой истории страны, особенно взаимоотношений Руси с Золотой Ордой и факта завоевания Казани. Увенчается ли успехом попытка общества «Ватаным» повернуть симпатии татар России от Казанского Кремля к Московскому, покажет будущее”.

Не больше, не меньше! Есть над чем задуматься?

Смогло ли руководство общества «Ватаным» в какой-то степени «повернуть симпатии» татар России в сторону Московского Кремля? Если учесть «подписантов» в «Российской газете» (статья «Буква и «дух» от 5 октября 2004 года), то «подмастерья» уже отрабатывают свой хлеб. А вот общество «Ватаным», похоже, сегодня не в состоянии обсуждать данный вопрос гласно. Во-первых, оно всегда заявляет, что в его работе основной целью является просветительская деятельность. Во-вторых, если такое заявление появится, то татары России могут и спросить с него о проделанной работе в деле возрождения татарского языка, национальной культуры и традиции за более чем два года существования данной организации на территории РФ. Ведь практических дел очень мало, ибо больше времени, к сожалению, уходит на создание политических проблем.

Приходится констатировать, что в России после передела собственности установилась жесткая двухпартийная система: 5% партия «довольных» и 95% партия «недовольных». Естественно, партия «довольных» в дальнейшем не планирует делиться с партией «недовольных» своей собственностью. Такой дисбаланс в политической системе страны рано или поздно приведет к социальному напряжению внутри государства. Чтобы избежать такого положения, любой стране приходится переводить создавшуюся ситуацию в политическую плоскость, чтобы избежать социального напряжения в обществе. В связи с этим, руководство «центра», для сохранения целостности государства, должно создать «внешнего врага». В этом плане Россия не исключение.

После 11 сентября 2002 года угроза международного терроризма, в лице исламского фундаментализма, с каждым днем все ближе приближается к российским границам. Как заявляют некоторые политики из высших эшелонов центральной власти, «…нам объявили войну. Война проходит через каждый дом, двор, улицу, город, по всей стране…». Образ большого, внешнего «врага» нас должен сплотить в гражданское общество, не меньше, не больше. Для того, чтобы регулировать этот процесс, нужен образ «внутреннего врага». Это есть технология урегулирования политической ситуации в стране. Кто же будет обозначен в образе «внутреннего врага»? В истории России имеется в этой области большой опыт. Если обратить внимание на политическую ситуацию последних лет, то внутри страны на «татарский фактор» стали делать политический акцент: первое, во время переписи населения татарскую нацию пытались расколоть на множество народностей; второе, взялись законодательно запретить переход татарской письменности на латинскую графику; третье, центральные СМИ устами некоторых религиозных деятелей (Талгат Таджутдин) время от времени озвучивают тезис о «процветании ваххабизма» в Татарстане. Последнее выступление по центральному телевидению Т. Таджутдина против перехода татарской письменности на латинскую графику говорит о том, что все эти процессы нужно рассматривать в комплексе. Не является ли такой подход ко второму по численности народу России переломным моментом в современной политической жизни России. Не превратится ли «татарский фактор», сыгравший в последние десятилетие стабилизирующую роль в Российской Федерации, в крапленую карту (как тезис «лица кавказской национальности») в руках определенных кругов в их узкокорыстных целях.

Станет ли Россия более стабильной от такой политики? Решатся ли социальные проблемы россиян при таком подходе? Сможет ли Россия сохранить статус федеративного государства, закрепленного в Конституции страны?

На все эти вопросы ответит время, в котором мы живем!

Фарит Уразаев – сопредседатель Совета ФНКАТ, член Исполкома ВКТ.

Примечание: Текст был ранее опубликован в газете "Звезда Поволжья" №44 за 2004 г.


© «ТАТАРСКАЯ ГАЗЕТА»
E-mail: irek@moris.ru