«ТАТАРСКАЯ ГАЗЕТА»

№2, 23.04.1999


НАУКЕ НУЖНЫ ФАКТЫ, А НЕ "МНЕНИЯ"

Мы уже знакомили наших читателей с исследованиями Вадима Первушкина и Сергея Шишлова - пензенских историков, разрабатывающих тему Темниковской Мещеры.

В номере 3-5 «Татарской газеты» от 18.3.98 мы публиковали статью Вадима Первушкина «К вопросу политической истории Темниковской Мещеры XIV - начала XVII века». Этот материал и статья Сергея Львова «К проблеме этнической истории Примокшанья» в конце апреля 1998 г. увидели свет в книге «Российская провинция: история, культура, наука: Материалы II-III Сафаргалиевских научных чтений».

Вот как об их основной теме пишет в «Новой биржевой газете» (Пенза, №55 от 17.12.96) Анна Головина, научный сотрудник Пензенского государственного объединенного краеведческого музея: "...Новая трактовка пензенской истории базируется на выявленных В. Первушкиным документах, прежде всего XV века, относящихся к восточным рубежам Пензенской области, и реконструированных им родословных татарских князей, правивших краем в XIV-XVI веках. До Первушкина не было известно ни одного документа XV столетия о Пензенском крае.

Его работа по сути своей - открытие ранее неизвестного государства, дочернего от Золотой Орды, существовавшего со второй половины XIV до начала XVI века как самостоятельное, владетельное княжество. Значение этого открытия выходит далеко за рамки пензенского краеведения; ранг открытия, бесспорно, общероссийский..."

Предлагаем читателю в некотором сокращении новую статью Сергея Шишлова, опубликованную в газете «Пензенская правда».

... Суть разработанной и продолжаемой конкретизироваться нами принципиально новой концепции средневековой истории пензенского края заключается в следующем. Во 2-й половине XIV века, в начале распада Золотой Орды, принадлежавшее Чингизиду Бехану удельное княжество, куда входила и часть пензенских земель, выделилось в самостоятельное государство. В последней трети XIV столетия в состав владений Бехана и его наследников вошли земли северо-западного улуса вместе с его административным центром Мохшей, одним из крупнейших городов Орды, прекратившем существование на рубеже XIV-XV вв. по неустановленной причине (находился на месте с. Наровчат Пензенской области). Некоторое время в начале XIV века г.Мохши являлся, по-видимому, столицей Золотой Орды. Таким образом, не позднее чем к началу XV века весь пензенский край стал частью Темниковской Мещеры - независимого княжества, расположенного между Московским государством и Золотой Ордой (с 1438 г. - Казанским ханством) и в разное время включавшего в себя земли, на которых впоследствии возникли города Саранск, Алатырь, Арзамас, Шацк, Моршанск и Тамбов.

Как это часто бывало в средневековье, страна не имела твердо установленного названия, точно так же, как и сама Золотая Орда. Название «Золотая Орда» появилось лишь в XVI веке, когда уже не существовало ни этого государства, ни его преемника - Большой Орды. По этой причине «Темниковская Мещера» - название условное, которое, на наш взгляд, наиболее точно отражает существо исторического и географического положения страны. Последней столицей государства был г. Темников (ныне райцентр Мордовии).

С принятием Темниковской Мещерой подданства Василия III пензенский край вошел в состав России. Имеются неоспоримые документальные свидетельства о времени, когда совершился этот важнейший в истории региона политический акт. Произошло это не ранее 1504 г., так как в духовном завещании Ивана III Темников, существовавший по меньшей мере еще в начале 1440-х гг., не назван. С другой стороны, из летописного свидетельства видно, что в 1536 г. Темников являлся уже российским городом. От современника событий германского посла барона С. Герберштейна, последний раз посетившего Россию в 1526 г. и оставившего знаменитые, неоднократно публиковавшиеся на русском языке «Записки о москитских делах», известно: «К востоку и югу от реки Мокши встречаются огромные леса, в которых живет народ мордва, который имеет особый язык и подчинен Государю Московии». Эта территория однозначно отождествляется с территорией Пензенской области, по крайней мере с ее западной частью. Имеются также достоверные факты о существовании в середине и конце XV в. на восточной периферии Пензенской области огромных вотчин темниковских князей, представителей правящей династии. Это в совокупности со свидетельством Герберштейна делает очевидным тот факт, что в XV - начале XVI в., а скорее всего - и ранее, вся территория Пензенской области входила в состав Темниковского княжества.

Сообщение о принадлежности земель пензенского края России стоит у Герберштейна в контексте с известием о постройке Васильсурска в 1523 г. и предполагает, как считаем мы и другие ученые (причем их точки зрения опубликованы), некоторую связь между этими событиями. Из сделанного нами детального анализа реалий политической жизни Восточной Европы 1-й четверти XVI в. неминуемо следует, что именно к 1523 г. сложился наиболее полный комплекс объективных предпосылок для вхождения Темниковской Мещеры в состав России. Это и анализ расстановки сил, и учет союзнических и перемирных отношений, и рассмотрение возможности темниковско-казанских конфликтов, а также многое другое. Подробное изложение всех этих факторов составит целую брошюру.

Итак, из-за утраты практически всех источников по истории Темниковской Мещеры первой трети XVI века невозможно установить точную дату ее присоединения, что препятствует проведению юбилеев, посвященных этому крупнейшему в истории региона событию. Для устранения названного препятствия необходимо было принять условную дату объединения Темниковской Мещеры с Россией, т.е. определить на основании в той или иной мере косвенных свидетельств наиболее вероятный год, когда мог осуществиться этот выдающийся в истории региона политический акт. В качестве такой даты, как видно из вышеизложенного, можно принять 1523 год. С нашей концепцией согласились виднейшие специалисты по отечественной истории XVI столетия из Института российской истории Российской Академии наук: председатель археологической комиссии РАН, академик Российской Академии образования С.О.Шмидт, главный научный сотрудник института, доктор исторических наук Я.Е.Водарский (крупнейший специалист по исторической географии России) и старший научный сотрудник института, доктор исторических наук О.А.Шватченко. Их заключение гласит: «Рассмотрев представленное администрацией Пензенской области обоснование времени присоединения пензенского края к Российскому государству и даты возникновения города Пензы, считаем возможным принять условной датой присоединения пензенского края 1523 г. (год постройки города Васильсурска) и датой основания города Пензы как населенного пункта - 1596 год, упоминаемый в источнике начала XVIII века».

Термин «Темниковская Мещера» шире термина «Темниковское княжество» (времен его полной суверенности, т.е. до 1523 г.). Под Темниковской Мещерой понимается и административно-территориальное образование, которое входило в состав России с 1523 года до начала русской колонизации территории Пензенской области, начавшейся с первых лет царствования Романовых. Специфика Темниковской Мещеры этого периода заключается в том, что, будучи в составе Российского государства, она оставалась автономной с сохранением значительной части суверенных прав ее бывших владетелей - потомства Бехана. Положение темниковских князей того времени было весьма близко к удельно-княжескому. Темниковская Мещера была разделена на несколько княжений, главное из которых вместе с самим Темниковым принадлежало старшему в роде. Последними из них были князь Еникей Темниковский (именно так Еникей титуловался в XVI веке), принимавший во главе татарско-мордовского войска активнейшее участие в покорении Казанского ханства, и его сын князь Кулунчак - родоначальник князей Кулунчаковых, из которых происходит мать нашего знаменитого земляка А.И.Куприна. Население Темниковской Мещеры до начала русской колонизации состояло из численно преобладавшей мордвы, затем шли татары-мишари (тюркизированное угорское племя моджары, пришедшее в мордовские земли в IX веке из Заволжья) и ряд относительно малочисленных этносов и субэтносов (князья и мурзы-Чингизиды, буртасы, башкиры, калмыки и другие). Русские до начала царствования Романовых историческими источниками фиксируются лишь в самом Темникове (весьма малочисленное служилое население) и в дворцовых и монастырских слободах, и только на западе и северо-западе Темниковской Мещеры, но отнюдь не на территории Пензенской области. Одним из заключительных моментов истории Темниковской Мещеры является вопрос о возникновении поселения - предшественника г.Пензы, что составляет особую тему, рассмотрение которой планируется в пензенской печати в ближайшее время. С рассматриваемыми здесь вопросами можно ознакомиться по нашим статьям о княжеских фамилиях татарского происхождения в 3-м томе «Дворянских родов Российской империи», вышедшем в 1996 году, а также работах в других изданиях.

Как видит читатель, наша концепция основана исключительно на документальных фактах, частью открытых нами, частью известных ранее, но по-новому нами интерпретированных, а не на мнениях умозрительного характера. Других фактов, чем те, на которых основана наша концепция, неизвестно.

... [Наша концепция] получила положительную оценку не только в Москве, но и в других городах, признана как открытие неизвестного ранее государства...

С. ШИШЛОВ, председатель Пензенского отделения историко-родословного общества.

Примечание редакции: Сергей Львович ШИШЛОВ - потомок монархов Темниковской Мещеры через князей Алышовых.


© «ТАТАРСКАЯ ГАЗЕТА»
E-mail: irek@moris.ru